РЕШЕНИЕ
17 февраля 2022 года г.Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя Федорова Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу № 38RS0024-01-2021-005571-62 (12-32/2022) Макаровой Кристины Сергеевны на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/4 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № АТ-678/4 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. от 19 ноября 2021 года, должностное лицо эколог ООО «ТМП» Макарова К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование ходатайства и жалобы Макарова К.С. указала, что в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "ТМП" (далее - ООО "ТМП") по договору аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности №251 (далее - договор аренды №251), заключенному с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, недропользованию и землеустройству администрации муниципального района УРМО является арендатором - полигона, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, в 1,2 км северо-западнее от р.п. Тайтурка, сроком до 26.11.2024.
ООО "ТМП" осуществляет права арендатора в соответствии с договором аренды №251 и действующим законодательством.
В ходе проведенной Росприроднадзором плановой выездной проверкой 26.07.2021 были проведены отборы проб подземных вод из водозаборных (контрольных) скважин, расположенных вблизи арендуемого ООО "ТМП" полигона.
По результатам анализа протоколов испытаний вод, Росприроднадзором выявлены превышения относительно фоновых величин некоторых веществ, содержащихся в подземных водах.
При обнаружении факта превышения допустимого уровня загрязняющих веществ Росприроднадзором было возбуждено административное производство и назначено административное наказание в отношении должностного лица ООО "ТМП".
Причиной загрязнения подземных вод, как правило, служит нарушение гидроизолирующего слоя полигона, препятствующего попаданию загрязняющих веществ в почву под полигоном.
В связи с тем, что арендуемый ООО "ТМП" полигон относится к объектам капитального строительства, любые строительные работы по восстановлению гидроизолирующего слоя полигона, будут представлять собой работы по капитальному ремонту сооружения, поскольку предполагают внесение технических изменений в устройство арендуемого объекта недвижимости.
В силу положений договора аренды №251, у ООО "ТМП" отсутствует обязанность проводить работы по капитальному ремонту полигона.
Кроме того, в соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на арендодателе -собственнике полигона.
Таким образом, у ООО "ТМП" фактически отсутствуют правовые основания и возможности принимать какие-либо меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов. Существующий правовой механизм для обеспечения сохранности подземных водных объектов, доступен в настоящее время лишь собственникам объектов недвижимости (полигонов) и предполагает проведение очень длительной и дорогостоящей процедуры капитального ремонта объекта недвижимости.
Также ООО "ТМП" относится к субъектам малого предпринимательства (микропредттриятие) и не обладает необходимым объемом денежных средств, для проведения работ по капитальному ремонту полигона, в целях обеспечения сохранности подземных водных объектов.
При этом, ООО "ТМП" для обеспечения соблюдения действующего природоохранного и водного законодательства сообщало в Росприроднадзор, а также собственнику полигона о наличии проблем с гидроизоляцией полигона, а также о необходимости проведении ремонтных работ.
Учитывая вышеизложенное, должностное лицо ООО "ТМП" по объективным причинам не могло повлиять на сохранность подземных водных объектов и не допустить превышения допустимого уровня загрязняющих веществ в подземных водах.
Также должностной инструкцией эколога ООО "ТМП" не предусмотрена обязанность осуществлять контроль и принимать меры по предотвращению загрязнения подземных водных источников.
При вынесении постановления №АТ-678/4 Росприроднадзором не обоснована не объективная сторона, не субъективная сторона выявленного правонарушения, в том числе не обоснован умысел должностного лица, а также в чем выразилось неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Макарова К.С. указала, что размер ежемесячной заработной платы составляет 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек. Назначение наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей поставит ее в тяжелое материальное положение.
Считает, что в действиях должностного лица ООО "ТМП" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просила: восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования постановления о назначении административного наказания № AT-678/4 от 19.11.2021; отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/4 от 19.11.2021 ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ; в случае если суд посчитает невозможным отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/4 от 19.11.2021 - заменить административное наказание должностному лицу ООО "ТМП" - Макаровой Кристине Сергеевне в виде административного штрафа предупреждением; в случае если суд посчитает невозможным заменить административный штраф предупреждением, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. В данном случае, заявителю необходимо указать уважительность причин пропуска срока обжалования постановления.
Судьёй установлено, что копия постановления от 19.11.2021 не была получена Макаровой К.С., конверт вернулся в административный орган 08.12.2021. При этом, первоначально с жалобой Макарова К.С. обратилась 06.12.2021. Таким образом, ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
При рассмотрении жалобы представитель заявителя по доверенности Федоров Е.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Государственный инспектор ведущий специалист–эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Мункуев П.О. на рассмотрение жалобы не явился, учитывая, что он был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу без его участия, поскольку его явка обязательной судьей не признана.
Иные лица извещены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились.
Выслушав Федорова Е.А., исследовав с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, обозрев оригиналы материалов по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу в отношении эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. должностным лицом в области охраны окружающей среды по Иркутской области, не соблюдены в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 59 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ установлено, что физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно обжалуемого постановления Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» 03.08.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП»), ИНН 3851993577, юридический адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 78, пом. 6 (акт проверки № АТ-678 от 03.08.2021) (учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ 38210021000200365458).
В ходе плановой выездной проверки 26.07.2021 специалистами Ангарского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону проведены отборы проб подземной воды из скважин № 3 (фон), № 2 (контрольная), расположенных вблизи полигона твердых бытовых отходов (протокол отбора проб вод № АН1084Вп-21 от 26.07.2021, протокол испытаний № АН1702Вп-21 30.07.2021).
По результатам анализа протоколов испытаний вод выявлены превышения относительно фоновых величин следующих контролируемых показателей: гидрокарбонат - ион, ртуть, свинец, медь, что подтверждается протоколами исследования, то есть выявлено загрязнение подземных вод в районе расположения объекта размещения отходов - Полигон ТБО, что является нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: нарушение требований ч. 1 ст. 59 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица – эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Также должностное лицо специалист-эксперт Мункуев П.О. при вынесении постановления пришел к выводу, что ответственным лицом за исполнение обязательных требований природоохранного законодательства в ООО «ТМП» является должностное лицо ООО «ТМП» эколог ООО «ТМП» Макарова Кристина Сергеевна. Полномочия Макаровой К.С. подтверждаются приказом № 16-ТБО от 12.04.2021 «о назначении ответственного», трудовым договором УК0000017 от 01.06.2020, а также должностной инструкцией от 12.04.2021. Согласно должностной инструкции от 12.04.2021 эколог обязан, в том числе: осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в области обращения с отходами; организовывать деятельность предприятия в области охраны окружающей среды и ПЭК в целом по предприятию.
Административное правонарушение допущено по вине должностного лица ООО «ТМП» - эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны, так как данное должностное лицо ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, не обеспечило исполнение обязательных требований по охране водных объектов ООО «ТМП», вследствие чего нарушило требования ч. 1 ст. 59 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
В качестве доказательств вины эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела представлены: определение № АТ-678/4 от 08.11.2021 об отложении рассмотрения дела, определение № АТ-678/4 от 21.10.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении № АТ-678/4 от 21.10.2021, уведомление (извещение) о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении № АТ-678/4 от 01.10.2021, копия акта плановой выездной проверки № АТ-678 от 03.08.2021, копии протоколов отбора проб вод от 26.07.2021, копия протокола испытаний от 30.07.2021, копии приказов о назначении ответственным от 12.04.2021, копия должностной инструкции от 12.04.2021, копия должностной инструкции ответственного за проведение производственного экологического контроля и др.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, а также указано в доводах жалобы, плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП») проведена Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» 03.08.2021.
При этом, в представленных административным органом материалах отсутствуют сведения о проведении самой проверки и оснований для проведения проверки, в том числе, само решение заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» 03.08.2021, на которое ссылается в своем постановлении специалист-эксперт Мункуев П.О.
Представленная стороной заявителя в материалы дела копия решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки», согласно п.13.3 которого у ООО "ТМП" истребованы данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов I-IV классов опасности, не заверена надлежащим образом, в материалы проверки не представлена, в связи с чем с учетом требований ст. 26.2 КоАП РФ не может быть принята в качестве относимого и допустимого доказательства по делу.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ В постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
В нарушение данного требования, в постановлении не отражено, в чем именно выразилось ненадлежащее исполнение обязанностей эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С., необеспечение исполнения обязательных требований по охране водных объектов ООО «ТМП», что повлекло нарушение требований ч. 1 ст. 59 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Оспаривая постановление № АТ-678/4 от 19 ноября 2021 года, Макарова К.С. указывает, что в ее должностные обязанности не входит контроль и принятие мер по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов не относится к обязанностям эколога, что подтверждается должностной инструкцией эколога от 12.04.2021, где в Разделе 2 указано, что контроль и принятие мер по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов не относится к обязанностям эколога.
Также Макарова К.С. указывала на наличие объективных препятствий для проведения строительных работ по восстановлению гидроизолирующего слоя полигона с целью предотвращения загрязнения подземных вод, поскольку в силу положений договора аренды №251, у ООО "ТМП" отсутствует обязанность проводить работы по капитальному ремонту полигона.
Вместе с тем, специалист-эксперт Мункуев П.О. приходит к выводу о том, что данные обстоятельства не влияют на наличие вины Макаровой К.С. в совершении административного правонарушения, не приводя никаких доводов в обоснование данного вывода, не прилагая ни каких документов по аренде земельного участка и его использованию, в связи с чем, суд не может согласиться с его обоснованностью, поскольку при вынесении постановления не были установлены все необходимые фактические обстоятельства дела.
Кроме того, представленные в материалы дела протокол отбора проб вод и протокол испытаний не читаемы, в связи с чем у суда отсутствует возможность установить факт превышения допустимых норм загрязняющих веществ. Также данные документы не заверены надлежащим образом (оригиналы суду не представлены), также не возможно определить из представленных материалов обозревались ли оригиналы данных документов, также из представленной схемы к протоколу отбора проб невозможно установить место расположения мест отбора проб (отсутствует кадастровая карта или иная карта с установлением координат). Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии данных доказательств требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, и не могут быть признаны относимыми и допустимыми.
Также в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие фактические обстоятельства по делу, на которые ссылается в своем постановлении специалист-эксперт, в том числе: отсутствую сведении о том, на основании чего ООО «ТМП» осуществляет деятельность на полигоне ТБО.
Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении и материалы проверки, судья не может согласиться с постановлением, поскольку административным органом не представлены в материалы дела сведения, подтверждающие фактические обстоятельства по делу.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, в силу части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Как следует из реестра почтовых отправлений и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, копия постановления не была направлена в адрес Макаровой К.С., а была направлена в адрес ООО «ТМП» по адресу регистрации Макаровой К.С., что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении должностным лицом требований ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что в ходе его рассмотрения, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом были нарушены требования части 1 статьи 24.1, статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.
С учетом изложенного, вынесенное постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/4 от 19 ноября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/4 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/4 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны удовлетворить.
Постановление № АТ-678/4 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны – отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова