№ 10-22/2023
Мировой судья Катаева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кунгур Пермского края 08 сентября 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе
председательствующего Исаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Друговой Е.С.,
с участием прокурора Самойловских Л.Н.,
осужденного Байдакбаева А.Г.,
защитника Овчинниковой Н.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № (и.о. мирового судьи судебного участка №) Кунгурского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Байдакбаеву ФИО10 заменено наказание в виде ограничения свободы более строгим видом наказания,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 (и.о. мирового судьи судебного участка № 3) Кунгурского судебного района Пермского края от 20 июля 2023 года Байдакбаеву А.Г. заменено наказание в виде ограничения свободы лишением свободы на срок 06 месяцев 02 дня с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислен с момента вступления постановления в законную силу; до вступления постановления в законную силу осужденному Байдакбаеву А.Г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он взят под стражу в зале суда. Также произведен зачёт времени содержания Байдакбаева А.Г. под стражей в срок назначенного наказания с 20 июля 2023 года до дня вступления постановления в законную силу, из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Прокурор Шипкова Н.А. обратилась с апелляционным представлением на указанное постановление суда, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов представления указывает о том, что мировой судья, назначив Байдакбаеву А.Г. к отбытию наказание в виде 6 месяцев 2 дней лишения свободы, неверно исчислил срок наказания, подлежащий отбытию осужденным, учитывая, что на день принятия судом решения о замене наказания неотбытый им срок наказания в виде ограничения свободы составлял 1 год 8 дней, который с учетом положений ч. 5 ст. 53 УК РФ соответствует 6 месяцам 4 дням лишения свободы, что повлекло нарушение права осужденного на назначение справедливого наказания. Также считает незаконным постановление мирового судьи в части избрания осужденному меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку данный вопрос не подлежит разрешению в соответствии со ст. 397 УПК РФ.
Указывает, что вопрос о зачете Байдакбаеву А.Г. времени содержания под стражей в срок наказания разрешен мировым судьей с существенным нарушением уголовного закона, поскольку по смыслу закона зачет срока содержания под стражей в срок наказания не распространяется на стадию исполнения приговора. Просит обжалуемое постановление отменить и направить представление на новое рассмотрение.
В суде апелляционной инстанции прокурор представление поддержал.
Осужденный и его защитник с представлением прокурора не согласны, поскольку оно ухудшает положение Байдакбаева А.Г.
Рассмотрев доводы апелляционного представления, заслушав мнения участников судебного процесса, исследовав документы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ судебное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
Согласно ч. 5 ст. 53 УК РФ, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Принимая решение о замене наказания в виде ограничения свободы, мировой судья учёл все допущенные осужденным нарушения порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенные по приговору суда от 07 декабря 2022 года, выяснил все обстоятельства, влияющие на законность решения в части определения условий, влекущих необходимость замены назначенного наказания.
Фактические обстоятельства злостного уклонения Байдакбаева А.Г. от отбывания наказания в виде ограничения свободы установлены мировым судьей правильно, на основании представленных инспекцией и исследованных материалов, достоверность которых сомнений не вызывает.
С учетом установленных обстоятельств мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что осужденный злостно уклонялся от отбывания ограничения свободы, что является основанием для его замены более строгим видом наказания - лишением свободы.
Вид исправительного учреждения назначен ФИО1 в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, назначив Байдакбаеву А.Г. к отбытию наказание в виде 6 месяцев 2 дней лишения свободы, мировой судья неверно исчислил срок наказания, подлежащий отбытию осужденным, чем нарушил его право на назначение справедливого наказания.
В соответствии с правилами ч. 5 ст. 53 УК РФ на момент рассмотрения представления (20 июля 2023 года) неотбытая часть срока наказания в виде ограничения свободы составляла 01 год 08 дней, что с учетом положений ч. 5 ст. 53 УК РФ соответствует 6 месяцам 4 дням лишения свободы (1 год 8 дней : 2).
При таких обстоятельствах и с учетом апелляционного представления, в котором поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, суд апелляционной инстанции считает необходимым внести соответствующие изменения о сроке лишения свободы, на который Байдакбаеву А.Г. заменена неотбытая часть наказания в виде ограничения.
Кроме того, разрешая вопрос о замене наказания в виде ограничения свободы более строгим видом наказания в соответствии со ст. 397 УПК РФ, в порядке исполнения приговора, мировому судье следовало указать в постановлении о взятии осужденного под стражу в зале суда, без избрания в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу, с исчислением срока отбывания наказания в виде лишения свободы с момента вынесения постановления, то есть с соответствующей даты его вынесения, поскольку оснований оценивать нахождение Байдакбаева А.Г. в условиях изоляции от общества как пребывание под стражей в понятии, предусмотренном положениями ст. 108 УПК РФ, у мирового судьи не имелось, так как осужденный фактически отбывал назначенное ему приговором наказание.
Тем самым, вопрос о зачете осужденному времени содержания под стражей в срок наказания в соответствии с положениями ст. 72 УК РФ, которая улучшает положение только тех лиц, которые содержались под стражей в качестве меры пресечения и только до вступления приговора в законную силу, разрешен мировым судьей с существенным нарушением уголовного закона.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление в этой части также подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 7 (и.о. мирового судьи судебного участка № 3) Кунгурского судебного района Пермского края от 20 июля 2023 года в отношении осужденного Байдакбаева А.Г., изменить, указать на замену неотбытой части наказания в виде ограничения свободы, назначенного по приговору мирового судьи судебного участка № 3 Кунгурского судебного района Пермского края от 07 декабря 2022 года лишением свободы на срок 6 месяцев 4 дня в исправительной колонии строгого режима.
Исключить из резолютивной части постановления указание об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о зачете в срок наказания времени содержания Байдакбаева А.Г. под стражей до вступления постановления в законную силу с учетом положений ч. 3.3 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за два дня ограничения свободы.
Срок отбывания наказания в виде лишения свободы Байдакбаеву А.Г. исчислять с 20 июля 2023 года.
В остальном постановление оставить без изменения, апелляционные представление - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий О.В. Исакова