Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-707/2019 ~ М-128/2019 от 24.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-707/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ»

по доверенности Бабаниной А.В.,

У с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, а также взыскать в его пользу уплаченную государственную пошлину в размере 13 500 руб.

Требования обоснованы тем, что включенное в названные Перечни нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административным, деловым или офисным объектом, объектом торговли, общественного питания или бытового обслуживания, располагается на земельном участке с разрешенным использованием: для производственной базы и используется вместе с другими расположенными на этом земельном участка нежилыми зданиями как единый производственно-технологический комплекс. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бабанина А.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, в пункт которого включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Вышеуказанное нежилое здание включено в пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённого приказом министерства от 18 октября 2017 года № 1647, и в пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утверждённого приказом Министерством имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313(29859), 24.11.2016, на официальном сайта Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316(29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318(29864), 30.11.2016 (продолжение).

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на

официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 2633,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное здание имеет назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с пристроем, и в соответствии с его наименованием оно включено в Перечни как объект административного, офисного, делового назначения.

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , разрешенное использование которого (для производственной базы), не свидетельствует о размещении на нем объектов делового, административного или делового назначения.

По сведениям технического учета в здании располагаются венткамеры, столярка, мастерская, аккумуляторная, слесарня, склады, трансформаторная, комната электрика, комната отдыха, баня, парилки, коридоры, гаражи, бассейн, лаборатории, щитовая, кабинеты, банкетный зал, столовая, подсобные помещения, холодильники, лестничные клетки, банкетный зал цех заготовок, холодный цех, моечная, кухня, санузлы, душевые, мясной цех.

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» является обработка отходов и лома цветных металлов.

На территории охраняемых объектов общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» действует пропускной и внутриобъектовый режим, вход и выход персонала общества и посетителей производится через контрольно-пропускной пункт.

Осмотр объекта недвижимости на момент включения его в Перечни административным ответчиком не производился.

Суду представлен акт осмотра, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Современные кадастровые технологии» от 24 декабря 2018 года, из которого следует, что в нежилом здании с кадастровым номером в соответствии с назначением используются склады, трансформаторная, комната электрика, гаражи, венткамеры, столярка, мастерская, коридоры, подсобные, души, раздевалка, санузлы, бытовка, лестничные клетки, тамбур. Комната отдыха, баня, парилка, коридоры, лаборатории, кабинеты, банкетный зал, столовая, мясной цех, кухня, моечная, цех заготовок, касса, архив не используются.

Указанное здание вместе с другими зданиями, расположенными на земельном участке с кадастровым номером , образуют единый производственно-технологический комплекс, территория базы имеет ограждение по всему периметру в виде бетонного забора, свободный доступ на территорию отсутствует.

Помещения в здании под названием кабинеты, кухня, столовая, баня были предназначены для сотрудников промышленного предприятия, в настоящее время не используются, и они не могут считаться объектами делового, офисного назначения, объектами общественного питания или бытового обслуживания.

Доказательства использования нежилого здания в качестве офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, административным ответчиком не предоставлены.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное нежилое здание не соответствует критериям административно-делового или торгового объекта по смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом вышеуказанного здания, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 № 1608, в части включения в пункт вышеуказанного здания подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018, 2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

Поскольку решение суда принято в пользу административного истца, с административного ответчика следует взыскать уплаченную административным истцом госпошлину в размере 13 500 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в пункт нежилого здания с кадастровым номером , со дня принятия.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РУСАЛ РЕСАЛ» государственную пошлину в размере 13 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

3а-707/2019 ~ М-128/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
ООО "РУСАЛ РЕСАЛ"
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.01.2019Регистрация административного искового заявления
24.01.2019Передача материалов судье
25.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2019Подготовка дела (собеседование)
20.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2019Судебное заседание
12.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее