Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5740/2022 ~ М-2172/2022 от 17.03.2022

78RS0002-01-2021-003336-62

Изготовлено в окончательной форме 24 июня 2022 г.

Дело №2- 5740/2022                            г.Санкт-Петербург

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Кирсановой Е.В.

При секретаре Гайворонской Ю.В.

С участием истца Кутузова В.С., представителя ответчика Пудовкиной А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутузова В. С. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную пенсию по старости

УСТАНОВИЛ:

Кутузов В.С. обратился в суд с иском о признании решения Пенсионного фонда от 20.01.2022 №39958/22 об отказе в пенсионном обеспечении в соответствии с законом №1244-1 в связи отсутствием правовых оснований, обязании Отделение пенсионного фонда Санкт-Петербурга и Ленинградской области назначить досрочную пению по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №124-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона со дня обращения за пенсией, то есть с 19.11.2021 г. В обоснование иска указывал, что неоднократно обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии, получил отказ с которым был не согласен поскольку факт его работы и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на дополнительное снижение общеустановленного пенсионного возраста подтверждается представленным документами.

Истец в суд явился, настаивал на удовлетворении требований в полном объёме, поддержал доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика в суд явился, представил дополнение к отзыву, в соответствии с которым просил в удовлетворении иска отказать (л.д.125), поясняла что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечении на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно части 4 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.

На основании статьи 34 данного Закона гражданам, указанным в пункте

8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Абзацем 1 пункта 3 Решения № 6 Высшего Совета Сообщества Беларуси и России "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы", принятого 22 июня 1996 г. установлено, что выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, и распространить на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан.

В силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

По сведениям трудовой книжки Кутузов В. С. работал с 04.04.1995 по 10.05.1995, с 16.05.1995 по 30.12.1995, с 09.01.1996 по 20.05.1997, с 21.05.1997 по 09.03.2000, с 10.03 2000 по 25.03.2002, с 19.06.2002 по 31.12.2003, с 02.02.2004 по 02.08.2004, с 16.02.2004 по 05.04.2005 г. в организациях находящихся на территории г. Гомель, который отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 71-103), данный факт ответчиком не ставился под сомнение.

Из справок о регистрации выданных расчетно-справочным центром №2 и №7 коммунального унитарного предприятия «Расчетно-справочный центр г. Гомеля» от 21.09.2021 и 22.09.2021 следует, то Кутузов В. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с 18.11.1966 по 02.10.1981, 11.11.1983 г. по 23.08.1985 и 29.07.1992 по 20.06.2008 г. имел регистрацию по адресу <адрес> (л.д.17-18)

Справкой филиала «Гомельского областного центра по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды» Республики Беларусь № 25-10-8/80-АП от 03.01.2022 подтверждается, что город Гомель в период с 26.04.1986 по настоящее время включительно входит в зону с загрязнением почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв. м (от 1 до 5 Ки/кв.км), или стронцием -90 т 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием -238,239,240 от 0,37 до 0,74 ккБк/кв.м ( от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км) на который средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 01.06.1992 № 328, от 19.02.1996 № 116, от 08.08.2002 № 1076, от 23.12.3004 №1623, от 01.02.2010 №132, от 11.01.2016 №9 и от 08.02.2021 №75 относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем (л.д.16)

Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградкой области №958/22 от 20.01.2022 года в назначении пенсии Кутузову В.С. отказано в виду отсутствия правовых оснований (л.д.11)

Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В соответствии со ст. 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсии по старости гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначаются при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (с 01.01.2015 г. - "О страховых пенсиях") в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Статьей 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В статье 11 данного Закона дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 г. № 1074 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Город Гомель в данном Перечне не поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.

Письмом Госкомчернобыля РФ от 27.04.1993 № ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.1993 № 253) гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне.

Из вышеперечисленных норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что в данном случае право на пенсию по старости, с уменьшение возраста выхода на пенсию, зависит от продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. Таким образом, установление продолжительности факта проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения являются юридически значимым обстоятельством для установления права на получение пенсии по старости в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Как неоднократно указывал в своих Определениях Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года,, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Поскольку истец является гражданином Российской Федерации, в силу статей 49, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 он имеет право на назначение пенсии со снижением возраста в связи с проживанием и работы на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, при том, что с учетом законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь зона проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км, соответствует "зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом" и в соответствии с пунктом 100 Перечня, утвержденного приказом Минтруда от 28 ноября 2014 г. № 958н он представил подтверждающие документы.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оснований не доверять представленным истцом документам в их совокупности у суда не имеется, данные сведения ответчиком не опровергнуты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кутузова В. С. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решения Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20.01.2022 №39958/22.

Обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области назначить Кутузову В. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес> досрочную пению по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №124-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона со дня обращения за пенсией, то есть с 19.11.2021.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Кирсанова Е.В.                

2-5740/2022 ~ М-2172/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кутузов Валерий Станиславович
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Выборгском районе СПб
Суд
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Кирсанова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vbr--spb.sudrf.ru
17.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2022Передача материалов судье
21.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.06.2022Предварительное судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее