Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-170/2024 (2-1589/2023;) ~ М-1526/2023 от 11.12.2023

    Дело (УИД) № 19RS0011-01-2023-002973-31

    Производство № 2-170/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп. Усть-Абакан Республики Хакасия                             5 февраля 2024 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Борец С.М.,

при секретаре Граф Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть - Абаканского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Весенненского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Весенненского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения администрацией требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что 10.11.2022 ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району проведено обследование эксплуатационного состояния дорог вблизи образовательных учреждений, расположенных на территории Весенненского сельсовета, по результатам выявлены нарушения: в с. Весеннее по ул. Мира в районе МБОУ «Весенненская СОШ», а также дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» отсутствуют пешеходный переход, тротуары, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, освещение, искусственные неровности, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, светофор типа Т.7. Невыполнение требований ответчиком требований законодательства о безопасности дорожного движения создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, что не обеспечивает безопасность дорожного движения для его участников и способствует повышению криминогенной ситуации на данных участках. Просит обязать администрацию Весеннеского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 31.12.2024 устранить недостатки технического состояния автомобильной дороги, а именно в с. Весеннее по ул. Мира в районе МБОУ «Весенненская СОШ», а также дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» установить пешеходные переходы, тротуары, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, освещение, искусственные неровности, горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, светофор типа Т.7.

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ Анисимова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.

        Представитель ответчика администрации Весенненского сельсовета Усть-Абаканского района РХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительности причин отсутствия суд не известили, о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.

        Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району РХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительности причин отсутствия не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.

        В соответствии со ст. 167 гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

        Выслушав участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьями 7, 41 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожно деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормами Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены и перечислены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ст. 13 Федерального закона № 131 – ФЗ, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления, реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84 - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Под дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 14 Федерального закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, нам экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее

- ГОСТ Р 52766-2007), тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке -     с одной стороны.

Согласно п. 7.3.8 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утв. приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст (далее - ГОСТ Р52289-2019), светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.

Пунктом 8.1.29 ГОСТ Р52289-2019 установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют - перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону на нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.

В силу п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п. 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации, Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утв. приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно- воспитательных учреждений.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации). В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. Права несовершеннолетних на охрану здоровья предусмотрены статьей 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каковым является право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В судебном заседании установлено, что 10.11.2022 врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Усть-Абаканскому району главе Весенненского сельсовета направлено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в котором указано, что отделением ГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району при наблюдении за соблюдением обязательных требований были выявлены недостатки в обустройстве эксплуатационного состояния дорог вблизи образовательных учреждений, расположенных на территории Весенненского сельсовета, а именно:

- с. Весеннее, ул. Мира, в районе МБОУ «Весеннеская СОШ» отсутствует пешеходный переход, отсутствуют тротуары, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствует освещение, отсутствуют искусственные неровности, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, отсутствует светофор типа Т.7,

- с Весеннее ул. Мира в районе детского сада «Колокольчик» отсутствуют тротуары, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, отсутствует освещение, отсутствуют искусственные неровности, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, отсутствует светофор типа Т.7.

Согласно ответу главы Весенненского сельсовета Усть-Абаканского района Иванова В.В. от 28.02.2023, указанные в представлении от 10.11.2022 нарушения будут устранены в 3-м квартале 2023 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует и фактически не оспорено стороной ответчика, что до настоящего времени администрацией Весенненского сельсовета требования законодательства о безопасности дорожного движения не исполнено, не устранены недостатки технического состояния автомобильной дороги, а именно в с. Весеннее по ул. Мира в районе МБОУ «Весенненская СОШ», а также дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» не установлены пешеходные переходы, тротуары, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, освещение, искусственные неровности, горизонтальную дорожную разметку 1.14.1, светофор типа Т.7., в связи исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание временной период, необходимый для подготовки соответствующих документов, для выполнения ответчиком заявленных требований и реальную возможность их выполнения, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика совершить определенные действия в срок до 31.12.2024, полагая, что указанный срок для исполнения решения является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, и доказательств иного стороной ответчика суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1, ░░░░░░░░ ░░░░ ░.7. ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                             ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                ░.░. ░░░░░

2-170/2024 (2-1589/2023;) ~ М-1526/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Усть-Абаканского района РХ в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Весенненского сельсовета Республики Хакасия
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району РХ
Суд
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия
Судья
Борец Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
ust-abakansky--hak.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
13.03.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее