Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-725/2022 ~ М-143/2022 от 25.01.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара                                     16 февраля 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца Родобольской И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-725/2022 по административному исковому заявлению Алибекова Олега Евгеньевича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Алибеков О.Е. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением и установить архивную кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , , расположенных на территории г. Самара, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки в размере, соответственно, 3 038 005 рублей, 1 998 365 рублей, 2 307 045 рублей и 1 725 813 рублей.

В обоснование заявленных требований Алибеков О.Е. указал, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам государственной кадастровой оценки, превышает размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчете об оценке, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество физических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Родобольская И.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица: администрация городского округа Самара, министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Алибекову О.Е. на праве собственности принадлежат нежилые помещения:

- с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 86,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;

-с кадастровым номером ,площадью 101,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;

-с кадастровым номером ,площадью 117,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 11.11.2021, 12.11.2021.

Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: , , , определена постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на дату проведения кадастровой оценки 06.06.2011 в размере: КН – 2 887 694,04 руб., КН -3 569 338,55 руб., КН - 4 201 408,92 руб.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» (приложение № 2) по состоянию на 24.07.2013 в размере 4 848 729,25 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.11.2021, 12.11.2021.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 2451 утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области.

Таким образом, кадастровая стоимость спорных нежилых помещений, установленная по состоянию на 24.07.2013 и 06.06.2011, является архивной.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу п. 2 ст. 403 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Поскольку административный истец обязан к уплате налога на имущество физических лиц из кадастровой стоимости нежилых помещений, с учетом положений ст. 403 НК РФ, суд полагает, что права и законные интересы Алибекова О.Е. затрагиваются ранее установленной кадастровой стоимостью спорных нежилых помещений, которая в настоящее время является архивной.

С учетом положений ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных нежилых помещений внесены в ЕГРН 15.04.2012 и 24.07.2013, административный иск в суд подан 19.01.2022, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого ходатайствует заявитель.

С учетом конкретных обстоятельств дела приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре архивной кадастровой стоимости уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке № 477-1/12-2021 от 07.12.2021, № 477-2/12-2021 от 08.12.2021, № 477/11-2021 от 26.11.2021, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», которым рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере: КН – 2 307 045 рублей, КН – 1 998 365 рублей, КН – 1 725 813 рублей, КН – 3 038 005 рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.

Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчет содержит сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Принимая во внимание, что административный истец просит об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, которые соответствуют требованиям относимости и допустимости доказательств и не опровергнуты, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 19.01.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Алибекова Олега Евгеньевича удовлетворить.

Восстановить Алибекову О.Е. срок обращения в суд с заявлением об оспаривании архивной кадастровой стоимости нежилых помещений.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 69,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 1 725 813 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 86,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 1 998 365 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 101,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 2 307 045 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 117,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 3 038 005 рублей.

Датой обращения Алибекова О.Е. с заявлением в суд считать 19.01.2022.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                    О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.02.2022.

3а-725/2022 ~ М-143/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алибеков О.Е.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самара
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация административного искового заявления
27.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее