Дело № 12-202/2023
РЕШЕНИЕ
31 октября 2023 года Судья Ленинского районного суда города Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Ксенофонтова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от 05.06.2023, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) Мехтиевым В.В., директор Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Ксенофонтов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания Ксенофонтов А.В. обратился с жалобой, в которой просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении № о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 3000 рублей.
Кроме того, жалоба содержит ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Ходатайство мотивировано тем, что постановление о привлечении к административной ответственности было направлено заявителю по месту работы, несовпадающему с адресом фактического проживания.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
В судебном заседании установлено, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о вручении постановления о назначении административного наказания по делу № от 05.06.2023 Ксенофонтову А.В. При этом, имеются лишь сведения о том, что копия постановления была направлена в адрес лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, по почте по месту регистрации и по электронной почте по месту работы.
В связи с чем, оценивая доводы заявленного ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, суд полагает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок, поскольку он пропущен по объективным, уважительным, не зависящим от заявителя причинам.
В судебное заседание Ксенофонтов А.В. и представитель Крымского УФАС России не явились, о дате и месте рассмотрения жалобы извещались надлежащим образом, причин своей неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы суду не представили.
На основании изложенного судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии неявившегося лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и представителя государственного органа, вынесшего обжалуемое постановление.
Изучив доводы жалобы, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Ксенофонтова А.В. №, следует, что основанием для составления протокола об административном правонарушении от 13.04.2023 и вынесения постановления от 05.06.2023 послужило обращение ФИО1 по факту действий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, Лот № 1. Земельный участок с кадастровым номером: №, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка: «Для индивидуального жилищного строительства» (код.2.1.), площадью 476 кв. м. Адрес объекта: <адрес> Извещение №.
По итогам рассмотрения дела, комиссия Крымского УФАС России признала жалобу ФИО1 обоснованной и установила в действиях Департамента нарушение пп. 17 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице директора Ксенофонтова А.В., должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, квалифицированы по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, как нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении по делу № от 13.04.2023, основанием для его составления послужил отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении Молокановой Н.С. в аренду без проведения торгов на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, земельного участка с кадастровым номером: №
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент – исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношениях, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношениях, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Предоставление государственных услуг уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений осуществляется в соответствии с утверждёнными административными регламентами по запросу заявителей, в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ).
При этом, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в Крымское УФАС России были представлены сведения о том, что 05.12.2018 поступило заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый квартал №, площадью 476 кв. м.
В результате рассмотрения указанного заявления Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, принято решение об опубликовании и размещении извещения о возможном предоставлении указанного земельного участка с указанием целей этого предоставления с приложением схемы расположения земельного участка.
С момента опубликования и размещения извещения в течение 30 (тридцати) дней не ограниченный круг физических лиц имеет возможность подать заявление о предоставлении им данного земельного участка или о желании приобрести его на торгах.
Таким образом, в случае подачи заявлений иных лиц в отношении земельного участка, извещение о котором опубликовано в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ орган государственной власти предпринимает следующие действия.
Информирует гражданина от которого поступило первое заявление о предварительном согласовании предоставления не сформированного земельного участка о том, что поступили заявления иных лиц о предоставлении данного земельного участка и орган государственной власти будет проводить государственный кадастровый учёт земельного участка для последующей организации торгов.
При этом, само извещение опубликованное в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 не является извещением об аукционе, которое публикуется в соответствии с правилами ст. 39.11 ЗК РФ.
Во исполнение норм ст. 39.18 ЗК РФ по истечении 30 (тридцати) дней со дня опубликования извещения орган государственной власти предпринимает действия, направленные на формирование земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учёт с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В последующем в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ формируется соответствующая аукционная документация (технические условия, получение градостроительного плана земельного участка и другие необходимые документы).
После получения всей необходимой документации по земельному участку с кадастровым номером №, орган государственной власти принимает решение о проведении аукциона, и далее осуществляется публикация извещения о проведении аукциона на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://torgi.gov.ru; https://sev.gov.ru) в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ.
В дальнейшем, заинтересованные в получении земельного участка лица имеют право на подачу в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя соответствующего заявления об участии в аукционе и могут принять участие в торгах.
При этом, до окончания проведения процедуры торгов и выявления победителя аукциона или объявления торгов не состоявшимися и при условии, что договор аренды земельного участка не заключен, предоставление такого земельного участка по заявлениям иных лиц (по каким-либо) основаниям не допустимо, поскольку данные действия приведут к нарушению прав и законных интересов первичного заявителя и иных лиц, выразивших ранее своё намерение в приобретении данного земельного участка на торгах.
При изложенных обстоятельствах отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не может свидетельствовать о нарушении прав ФИО1 при рассмотрении её заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Наличие права на первоочередное получение земельного участка, не означало обязанность Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя предоставить по требованию ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, сформированный по процедуре ст. 39.18 ЗК РФ до окончания проведения процедуры торгов и выявления победителя аукциона или объявления торгов не состоявшимися.
Таким образом, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в любом случае должны соблюдаться требование положений пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ о публикации извещения, что предопределяет применение правила пп. 13 п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ ко всем лицам, подавшим заявления о предоставлении земельного участка, поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать без проведения аукциона.
Кроме того, на данный момент срок проведения аукциона, в случае поступления заявления о намерении участвовать в аукционе действующим законодательством Российской Федерации не регламентирован и организатор торгов не связан сроками по принятию решения о проведении аукциона.
По окончанию приёма заявлений были выявлены граждане, заинтересованные в приобретении прав на вышеуказанный земельный участок.
Статьёй 39.6 ЗК РФ введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной и муниципальной собственности земельного участка, являются торги, проводимые в форме аукциона.
Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Ввиду изложенного, прихожу к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом нарушены требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
При этом, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием в действиях Ксенофонтова А.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ, судья –
РЕШИЛ:
Жалобу Ксенофонтова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении – удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от 05.06.2023, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиевым В.В., которым директор Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Ксенофонтова А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, № в отношении директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Ксенофонтова А.В. – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья