Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1281/2022 ~ М-1163/2022 от 29.07.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года г. Самара

Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,

при помощнике судьи Тихоновой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1281/2022 по иску Салдина Владимира Владимировича к Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству Российской Федерации об обеспечении лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Салдин В.В. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя признать за Салдиным Владимиром Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам), назначенным к применению для лечения спинальной мышечной атрофии, по медицинским (жизненным) показаниям за счет бюджетных средств Самарской области; обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить Салдина Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимым лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам), назначенным к применению для лечения спинальной мышечной атрофии, по медицинским (жизненным) показаниям в постоянной дозе 5 мг/сут. ежедневно пожизненно до отмены врачебной комиссии врачей; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является инвалидом первой группы с детства бессрочно в связи с имеющимся у него заболеванием: «Спинальная мышечная атрофия, тип III». Заболевание носит прогрессирующий характер и приводит к раннему летальному исходу. ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации зарегистрирован и разрешен к применению лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Рисдиплам, торговое наименование «Эврисди», в форме выпуска – порошок для приготовления раствора для приема внутрь, предназначенный для патогенетического лечения спинальной мышечной атрофии (СМА) у взрослых и детей с 2-х месяцев. В соответствии с решением врачебной комиссии ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ Салдину В.В. по жизненным показаниям назначена терапия препаратом Рисдиплам в постоянной дозе 5 мг/сут ежедневно пожизненно. В целях бесплатного обеспечения данным лекарственным препаратом Салдин В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство здравоохранения Самарской области, однако ему было отказано, и до настоящего времени необходимым лекарственным препаратом истец не обеспечен. Полагая, что его право на обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом нарушено, а его заболевание приводит к сокращению продолжительности жизни, Салдин В.В. обратился в суд с указанными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца Салдина В.В. – Непша А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования полностью поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, пояснив, что от посещения ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы Салдин В.В. не отказывается, он готов, однако самостоятельно транспортировать его в г. Москву в указанный центр в настоящее время невозможно в связи с тем, что его здоровье ухудшилось, он практически не двигается, имеет значительный вес, из обслуживающих его родственников только мама. Министерство здравоохранения Самарской области, поликлиника, где он наблюдается, и социальные службы транспортировать его в г. Москву отказываются. В связи с отсутствием возможности транспортировки Салдина В.В. в ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» г. Санкт-Петербурга врачебная комиссия ДД.ММ.ГГГГ была проведена с Салдиным В.В. дистанционно путем видеоконферецсвязи на основании направленных медицинских документов, запрошенных ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» г. Санкт-Петербурга.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на доводы письменного отзыва, пояснив, что транспортировку и сопровождение Салдина В.В. в ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы Министерство здравоохранения Самарской области осуществлять не будет.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что обеспечение Салдина В.В. лекарственным препаратом Рисдиплам должно быть осуществлено Министерством здравоохранения Самарской области.

Представитель третьего лица ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15 Промышленного района» – Кондаурова Ж.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражала, пояснив, что решением консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья Салдина В.В. рекомендовано проведение очной врачебной комиссии на федеральном уровне в ФГБНУ «Научный центр неврологии». Транспортировка и сопровождение Салдина В.В. ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы поликлиникой не предусмотрены и поликлиникой осуществляться не будут.

Представитель третьего лица Министерства управления финансами Самарской области – Инкина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражала, сославшись на доводы представленного суду письменного отзыва.

Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в настоящее судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Государственного учреждения – Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, третьих лиц, допросив специалистов, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Салдин Владимир Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием «Спинальная мышечная атрофия 3 типа», является инвалидом первой группы с детства бессрочно (л.д. 9-10).

Из представленной суду выписки из медицинской карты Салдина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12), следует, что полный диагноз Салдина В.В.: «Спинальная мышечная атрофия 3 тип с выраженными стойкими двигательными нарушениями в виде периферического тетрапареза. Кифосколиоз 2 ст. Множественные контрактуры». По поводу возможности лекарственного обеспечения препаратом Рисдиплам обратилась мать пациента Салдина В.В. В настоящее время препарат зарегистрирован в Российской Федерации, но по существующим порядкам предоставления льготных препаратов в амбулаторных условиях нет такой возможности, так как данный препарат не включен в перечень ЖНВЛП и отсутствует в клинических рекомендациях. Сведения о пациенте внесены в регистр СМА, переданы в Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство здравоохранения Российской Федерации, на уровне которых в дальнейшем будет решаться этот вопрос. Продолжить симптоматическую терапию, рекомендованную врачом-генетиком Черниковой В.В.

Однако данный вопрос Министерством здравоохранения Самарской области до настоящего времени не решен.

В соответствии с выпиской из протокола врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в присутствии Салдиной Е.В. (л.д. 156-157), в связи с тем, что препарат «Эврисди» (Рисдиплам) в настоящее время отсутствует в клинических рекомендациях по лечению пациентов со спинальной мышечной атрофией и не включен в перечень ЖНВЛП, назначение данного препарата не представляется возможным. Сведения о пациенте внесены в регистр СМА, переданы в Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство здравоохранения Российской Федерации. Рекомендовано продолжить прием симптоматической терапии, рекомендованной врачом-генетиком Черниковой В.В.

Согласно выписке из протокола врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт экспериментальной медицины» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), пациенту Салдину Владимиру Владимировичу по жизненным показаниям показана терапия препаратом Рисдиплам («Эврисди») в постоянной дозе 5 мг/сут ежедневно пожизненно.

Из выписки из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 158) следует, что при наличии представленной врачебной комиссии выписки из протокола врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт экспериментальной медицины» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» не установила клинические показания для назначения данного препарата Салдину В.В. в связи с тем, что препарат «Эврисди» (Рисдиплам) в настоящее время отсутствует в клинических рекомендациях по лечению пациентов со спинальной мышечной атрофией, не включен в перечень ЖНВЛП.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заочно (л.д. 171-172), Салдину В.В. рекомендовано провести курс лечения по рекомендации невролога (этилметилгидроксипидрина сукцинат) в таблетированной форме с условием льготного обеспечения в рамках стационара на дому.

В соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заочно (л.д. 176-177), врачебной комиссией принято решение для дальнейшей тактики лечения пациента Салдина В.В. направить пакет документов на проведение консультаций внештатных специалистов Министерства здравоохранения Самарской области врачу-генетику Мельниковой Т.В. и врачу-неврологу Андрофагиной О.В.

Согласно решению консилиума врачей ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в составе: главного внештатного невролога Министерства здравоохранения Самарской области Андрофагиной О.В., главного внештатного генетика Министерства здравоохранения Самарской области Мельниковой Т.В., заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ СО «СГКП » Остапенко С.Н. (л.д. 178-179), рекомендовано для дальнейшей тактики лечения и назначения патогенетической терапии Рисдиплам (Эврисди), порошок для приготовления раствора для приема внутрь – флаконы по 60 мг, по жизненным показаниям необходимо проведение очной врачебной комиссии на федеральном уровне в условиях ФГБНУ «Научного центра неврологии» г. Москвы.

На обращение Салдина В.В. в Министерство здравоохранения Самарской области для обеспечения его бесплатно лекарственным препаратом Рисдиплам Министерство здравоохранения Самарской области ДД.ММ.ГГГГ сообщило ему, что лекарственный препарат Рисдиплам не входит в перечень ЖНВЛП, не входит в перечень, установленный Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи, а диагноз «Спинальная мышечная атрофия» не включен в Перечень жизнеугрожающих и хронических редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению жизни граждан или к их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» (л.д. 31).

До настоящего времени Салдин В.В. лекарственным препаратом Рисдиплам («Эврисди») не обеспечен.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей).

Согласно статье 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечиваются потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными.

В соответствии со статьями 10, 25 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими гражданами; они признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, в связи с чем принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения.

В силу Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности» (Правило 2 п. 6).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. При этом приоритетной является защита права граждан на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В силу положений ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного Федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение ). Согласно названному Перечню, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 1 группы.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Самарской области осуществляется, в частности, обеспечение организации обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Самарской области, лекарственными препаратами в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, в разделе 8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что обеспечение граждан лекарственными препаратами по назначению врача в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи осуществляется: при амбулаторном лечении – за счет средств граждан, за исключением лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания регулируется частью 5 статьи 37, статьей 48, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Самарской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Самарской области) инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.

Основными задачами Министерства здравоохранения Самарской области в силу указанного Положения являются, в том числе, обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; сохранение и улучшение здоровья населения Самарской области.

Министерство здравоохранения Самарской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», для обеспечения обязательств государства в части бесплатного лекарственного обеспечения органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать дополнительные источники финансирования.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Самарской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложены на Министерство здравоохранения Самарской области.

Салдин В.В. как инвалид 1 группы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Самарской области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Самарской области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Лекарственный препарат Рисдиплам («Эврисди») был назначен Салдину В.В. по жизненным показаниям решением врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт экспериментальной медицины» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.

Допрошенные в судебном заседании в качестве специалистов главный внештатный генетик Министерства здравоохранения <адрес> Мельникова Т.В., главный внештатный невролог Министерства здравоохранения <адрес> Андрофагина О.В., входящие в состав консилиума врачей, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, пояснили о проведении данного консилиума врачей дома у Салдина В.В. ввиду его состояния здоровья и невозможности передвижения, о прогрессировании заболевания у Салдина В.В. в настоящее время, о необходимости назначения ему лечения препаратом Рисдиплам («Эврисди») по его жизненным показаниям, о разведении данного препарата в условиях медицинского учреждения. Указали, что проведение очной врачебной комиссии в условиях ФГБНУ «Научный центр неврологии» <адрес> необходимо ввиду наличия у Салдина В.В. диагноза: «Хронический язвенный ректосигмоидит» и отсутствия у них опыта лечения взрослых пациентов со спинальной мышечной атрофией.

Как следует из материалов гражданского дела, все врачебные комиссии ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15 Промышленного района» проводились в отношении Салдина В.В. либо в присутствии его матери – Салдиной Е.В., либо заочно, что также свидетельствует об ухудшении состояния здоровья Салдина В.В. Из медицинской карты Салдина В.В. усматривается, что невозможность проведения очной врачебной комиссии в ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы обусловлена ухудшением состояния здоровья Салдина В.В. ввиду прогрессирования заболевания, который самостоятельно не передвигается, находится в пределах постели, на обслуживании у родственников, движения у которого в конечностях и теле резко ограничены, нарастающая мышечная слабость, сложности при глотании, имеет дополнительные заболевания. О прогрессировании заболевания в настоящее время также пояснили допрошенные в судебном заседании в качестве специалистов врачи Мельникова Т.В., Андрофагина О.В., непосредственно наблюдавшие Салдина В.В. в сентябре 2022 года. Улучшения состояния здоровья на фоне приема других препаратов не наблюдается, что признавалось представителем третьего лица ГБУЗ <адрес> «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» Кондауровой Ж.Н. в судебном заседании.

Самостоятельная транспортировка Салдина В.В. в ФГБНУ «Научный центр неврологии» <адрес>, от посещения которого Салдин В.В. не отказывался, ввиду его состояния здоровья в настоящее время не представляется возможной, в том числе с помощью обслуживающих его родственников. Каких-либо мер социальной помощи по транспортировке Салдина В.В. не предусмотрено, что также следует из отзыва привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного учреждения – Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, от обеспечения транспортировки Салдина В.В. в ФГБНУ «Научный центр неврологии» <адрес> здравоохранения <адрес> и ГБУЗ <адрес> «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела отказались.

При этом проведение очной врачебной комиссии в ФГБНУ «Научный центр неврологии» <адрес> по заключениям допрошенных в судебном заседании в качестве специалистов врачей Мельниковой Т.В., Андрофагиной О.В., проводивших консилиум ДД.ММ.ГГГГ в отношении Салдина В.В., связано с отсутствием опыта лечения данным препаратом взрослых пациентов со спинальной мышечной атрофией и ввиду наличия у Салдина В.В. диагноза «Хронический язвенный ректосигмоидит». Однако каких-либо противопоказаний и препятствий для применения указанного препарата Салдину В.В. суду не приведено. Согласно инструкции по применению лекарственного препарата с торговым наименованием «Эврисди» (международное непатентованное наименование Рисдиплам), противопоказаний к его применению, кроме как повышенная чувствительность к рисдипламу или к другим вспомогательным веществам препарата в анамнезе, не имеется. Данный лекарственный препарат готовится к применению в условиях медицинского учреждения, которым может быть осуществлен надлежащий контроль за состоянием Салдина В.В. в период его применения. Возможность или невозможность его применения Салдину В.В. при наличии у него диагноза «Хронический язвенный ректосигмоидит», как и его эффективность, могут быть установлены в ходе приема данного лекарственного препарата Салдиным В.В.

При таких установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерством здравоохранения <адрес> и ГБУЗ <адрес> «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>» необоснованно отвергнуто решение врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт экспериментальной медицины» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заочно на основании всех тех же медицинских документов, на основании которых давали свои заключения врачебные комиссии ГБУЗ <адрес> «Самарская городская клиническая поликлиника № <адрес>», также проведенные заочно, и консилиум врачей ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина».

Таким образом, судом установлено, что Салдиным В.В. предприняты все исчерпывающие меры для обеспечения его лекарственным препаратом Рисдиплам («Эврисди»), однако до настоящего времени он данным препаратом не обеспечен.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <адрес> предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.

С учетом того, что лекарственный препарат с торговым наименованием «Эврисди» (Рисдиплам) показан к применению пациенту Салдину В.В. по жизненным показаниям решением врачебной комиссии пожизненно, необеспечение Министерством здравоохранения <адрес> Салдина В.В. данным лекарственным препаратом нарушает право Салдина В.В. на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем, суд признает за Салдиным В.В. право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам).

Таким образом, обеспечение Салдина В.В. лекарственным препаратом с торговым наименованием «Эврисди» (Рисдиплам) на основании приведенных выше нормативных актов должно осуществляться Министерством здравоохранения <адрес>, однако несмотря на обращение Салдина В.В., ответчик Министерство здравоохранения <адрес> не обеспечил его данным лекарственным препаратом до настоящего времени.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить Салдина В.В. лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам).

В порядке ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание совокупность представленных сведений о состоянии здоровья Салдина В.В., характере заболевания, а также показания к терапии данным лекарственным препаратом как жизненно важной меры, позволяющей повысить выживаемость, учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к невосполнимым потерям здоровья истца, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению. При этом жизнь и здоровье истца не могут быть поставлены в зависимость от необходимости решения процедурных вопросов, связанных с обеспечением лекарственными препаратами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░     ░.░. ░░░░░░

2-1281/2022 ~ М-1163/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Салдин Владимир Владимирович
Ответчики
Министерство здравоохранения Самарской области
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Другие
Министерство управление финансами Самарской области
Территориальный фонд обязательногого медицинского страхования Самарской области
ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая поликлиника № 15 Промышленного района"
Непша Александр Николаевич
Фонд социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Балова А.М.
Дело на сайте суда
samarsky--sam.sudrf.ru
29.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
18.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2023Дело оформлено
24.03.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее