Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2777/2023 ~ М-2424/2023 от 31.07.2023

УИД 74RS0032-01-2023-003005-66

Дело № 2 – 2777/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2023 г. г. Миасс Челябинской области

Миасский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Захарова А.В.

при секретаре судебного заседания Рафиковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гоглачева И.Н. к Акционерному обществу «ЭнСер» о возложении обязанности предоставить в пенсионный орган корректирующие сведения и оплатить дополнительный тариф

У С Т А Н О В И Л:

Истец Гоглачев И.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к АО «ЭнСер» (ответчик) об обязании последнего:

- предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца касающиеся особых условий его труда, указав периоды работы: в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА с кодом досрочного назначения пенсии (код позиции 23200000-19756); в качестве электросварщика ручной сварки с ДАТА по ДАТА с кодом досрочного назначения пенсии (код позиции 23200000-19906); в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, с ДАТА с кодом досрочного назначения пенсии (код позиции 23200000-19756);

- начислить и оплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения Гоглачева И.Н. в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке (код позиции 23200000-19756) с ДАТА в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в названные выше периоды времени и по настоящее время работает в АО «ЭнСер» в качестве электрогазосварщика (электросварщика), занятого на ручной сварке и резке металлов, в течение полной рабочей смены. Выполняемая истцом работа даёт ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, для чего спорные периоды должны быть включены в специальный стаж истца, а индивидуальные сведения, предоставляемые работодателем в пенсионный орган, должны быть представлены с кодами досрочного пенсионного обеспечения (особых условий труда). В нарушение требований действующего законодательства ответчик предоставляет в Пенсионный фонд сведения без указания на вредные и тяжёлые условия труда по Списку № 2 (без кодов особых условий труда), а равно не начисляет и не уплачивает в пенсионный орган страховые взносы в отношении Гоглачева И.Н. на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, тем самым нарушая право истца на досрочное пенсионное обеспечение (т. 1, л.д. 4 – 7).

В судебном заседании истец Гоглачев И.Н. и его представитель Пономарева Е.А. полностью поддержали уточнённые требования по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика АО «ЭнСер» и третьего лица АО «АЗ «Урал» Попкова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая не доказанным факт осуществления истцом работы в условиях полной занятости.

Представитель третьего лица ОСФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в письменном отзыве на иск разрешение требований оставил на усмотрение суда (т. 1, л.д. 70 – 72).

Заслушав участвующих лиц и исследовав все материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления пенсий.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

При этом, в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законодатель обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно п. 2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно постановлению Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г. при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее – Список № 2 1991 года);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 года "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2 1956 года).

Списком № 2 1956 года (действовавшим до 01.01.1992 года) разделомXXXII «Общие профессии» было предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение электросварщиков и их подручных.

Списком № 2 1991 г. (действует с 01.01.1992 года) разделом XXXIII «Общие профессии» позицией 23200000-19756 предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Согласно пунктам 4 – 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Соответственно, работа электрогазосварщиком (электросварщиком) в условиях полной занятости влечёт право лица, занятого на такой работе, на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Из материалов дела (трудовая книжка истца, сведения о состоянии ИЛС застрахованного лица, решение Пенсионного фонда от ДАТА НОМЕР, карта СУОТ НОМЕР, копия пенсионного дела Гоглачева И.Н.) и показаний сторон следует, что истец работал в спорные периоды времени и работает в настоящее время в АО «ЭнСер» в качестве электрогазосварщика (электросварщика) ручной сварки, занятого на ручной сварке и резке металлов, на участке воздухоснабжения теплосилового цеха, что так же подтверждается и не оспаривается ответчиком.

Картой специальной оценки условий труда электросварщика участка воздухоснабжения теплосилового цеха АО «ЭнСер» НОМЕР подтверждается наличие класса вредности условий труда 3.1 (т. 1, л.д. 29 – 30).

Сведения о работе истца в спорные периоды времени предоставлялись работодателем (ответчиком) в ОСФР по Челябинской области без кодов особых условий труда, дополнительный тариф за истца как работника, пользующегося правом на досрочное пенсионное обеспечение, работодателем не уплачивался (т. 1, л.д. 8 – 28, 63 – 70,).

Решениями Пенсионного фонда от ДАТА НОМЕР и от ДАТА НОМЕР истцу Гоглачеву И.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по Списку № 2. Спорные периоды работы истца в АО «ЭнСер» в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, не были засчитаны в специальный стаж Гоглачева И.Н., поскольку ИЛС истца не содержит кодов особых условий труда, и отсутствуют сведения об оплате АО «ЭнСер» страховых взносов по дополнительному тарифу за 2021 год (т.1, л.д. 32 – 36, 48 – 62).

Согласно представленных стороной ответчика документов (приказы по личному составу, личная карточка работника, должностные инструкции электрогазосварщика, табели учета рабочего времени и выписки из них, наряды – допуски, копя журнала учета работы сотрудников во вредных условиях труда, выписки из штатного расписания, карточки учета сумм начисленных выплат, копии расчетных листков), истец Гоглачев И.Н. в спорные периоды времени и в настоящее время работает в качестве электрогазосварщика (электросварщика) ручной сварки, занятого на ручной сварке и резке металлов, на участке воздухоснабжения теплосилового цеха АО «ЭнСер». Приказ от ДАТА о приеме истца на работу содержит сведения о полной занятости истца в качестве электрогазосварщика(т. 1,л.д. 74 – 237, т. 2, л.д. 1 – 39).

Картой НОМЕР специальной оценки условий труда от ДАТА установлен итоговый класс вредности работы истца 3.1, с предоставлением электрогазосварщику участка воздухоснабжения – теплоснабжения теплосилового цеха повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, молока, отсутствие сокращенной продолжительности рабочего времени. При этом право на досрочное пенсионное обеспечение электросварщика в 2017 г. картой СУОТ не было установлено.

Названные выше условия труда характерны именно для работ, выполняемых во вредных и (или) тяжёлых условиях труда, характеризующихся наличием права на досрочное пенсионное обеспечение (т. 1, л.д. 82 – 83).

Картой НОМЕР специальной оценки условий труда от ДАТА был подтверждён итоговый класс вредности работы истца 3.1, с предоставлением повышенной оплаты труда, молока, отсутствие сокращенной продолжительности рабочего времени.

При этом указанная карта содержит сведения о необходимости предоставления истцу права на досрочное пенсионное обеспечение (т. 1, л.д. 85 – 86).

Следовательно, с 2022 г. картой СУОТ по классу вредности предусматривалось право истца на досрочное назначение пенсии.

Поскольку условия труда истца, установленные картой СУОТ в 2017 году и картой СУОТ в 2022 г., содержат идентичные сведения о вредности и тяжести работы истца (итоговый класс условий труда в обеих картах 3.1), карты содержат сведения об отсутствии сокращенной продолжительности рабочего времени, суд приходит к выводу о идентичности выполняемой истцом работы, влекущей его право на досрочное назначение пенсии, начиная с 2017 года по настоящее время (так как ответчиком не предоставлено доказательств изменения условий труда истца в 2022 –2023 годах).

Так как до 2017 г. карты СУОТ суду ответчиком не предоставлены, из показаний сторон и материалов дела (включая записи в трудовой книжке и приказы по личному составу) следует, что истец с 2002 г. по 2005 г. так же работал в должности электрогазосварщика (электросварщика) ручной дуговой сварки, на ручной сварке и резке металлов, должностные обязанности истца во все спорные периоды времени идентичны, суд приходит к выводу о фактическом выполнении истцом работы, влекущей его право на досрочное назначение пенсии, вспорный период 20002 – 2005 годов.

Доказательств обратному суду стороной ответчика не предоставлено.

Должностные инструкции электрогазосварщика участка теплоснабжения (воздухоснабжения) теплосилового цеха за 2015 г. и 2022 г. содержат идентичные друг другу должностные обязанности Гоглачева И.Н., состоящие из качественного выполнения ручной дуговой и газовой резки деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов, осуществление дуговой сварки. Рабочим местом работы истца является сварочный пост, расположенный на 1 этаже здания ремонтно-эксплуатационной службы (т. 1, л.д. 88 – 100).

Согласно табелям учета рабочего времени истца за период с января 2003 г.по июль 2023 г., Гоглачев И.Н. в спорные периоды времени работал полный рабочий день (8 часов в день), не имея посторонних отвлечений (т. 1, л.д. 102 –142).

Из нарядов – допусков на выполнение огневых работ за период с сентября 2021 г. по август 2023 года следует, что указанные наряды выдавались истцу (электросварщику) в составе бригады слесарей на выполнение работ по ремонту оборудования и ликвидации аварий (теплопроводов, теплотрасс, паропроводов, водоводов, зданий и сооружений) на участках, расположенных за пределами основного рабочего места истца, т.е. за пределами здания ремонтно- эксплуатационной службы (т. 1, л.д. 143 - 218).

Из ответа АО «ЭнСер» на судебный запрос от ДАТА следует, что табеля учета рабочего времени за 2002 год, а так же наряды – допуски за период с 2002 г по 2005 год отсутствуют в связи с их не сохранностью (т. 1, л.д. 74 – 75).

Тем самым в судебном заседании нашёл подтверждение довод стороны истца о том, что наряды – допуски фактически подтверждают выполнение сварочных работ не на рабочем месте истца, а за его пределами, в силу чего их отсутствие в иные рабочие дни (за которые наряды ответчиком не предоставлены), не может свидетельствовать о том, что истец не выполнял работу электрогазосварщика.

Суд не соглашается с мнением стороны истца о том, что единственными документами, подтверждающими занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда (электрогазосварщиком), является наряды -допуски, так как из Инструкции об организации безопасного проведения огневых работ в подразделениях Общества (ИОТ НОМЕР) следует, что наряды-допуски выдаются для выполнения неотложных работ, работ на временных местах, во взрывоопасных помещениях (пункты 1.8, 1.13 – 1.14), соответственно, при выполнении истцом текущих сварочных работ на своём рабочем месте, под руководством своего непосредственного руководителя, наряд – допуск не оформляется.

Согласно Журналу учета работы истца, Гоглачев И.Н. с января по август 2023 года выполнял сварочные работы в режиме менее 8 часов рабочего времени (т. 1, л.д. 233 – 236).

Суд отмечает, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В этой связи Журнал учета работы истца сам по себе не является документом, подтверждающим факт выполнения истцом работы менее 80 % рабочего времени, так как вообще не учитывает время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, Журнал содержит отметки о выполнении истцом сварочных работ за пределами его рабочего места (т.е. на выполнении срочных аварийных и ремонтных работ), журнал предоставлен только за период с января по август 2023 года и не содержит даже в течение этого периода всех рабочих дней истца, которые у него имелись в соответствии с табелями учета рабочего времени (указаны выборочные дни не в календарном порядке).

Тем самым данный журнал не подтверждает доводы ответчика о не исполнении истцом сварочных работ в течение всей рабочей смены в условиях полной занятости.

Каких -либо иных допустимых доказательств, подтверждающих факт не выполнения истцом в спорные периоды времени работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, стороной ответчика в материалы дела не предоставлено.

Из письменного приглашения работодателя АО «ЭнСер», размещённого на оборотной стороне квитанции об оплате коммунальных услуг за январь 2023 года, следует, что ответчик приглашает на работу в том числе электрогазосварщиков и электросварщиков ручной сварки, что косвенно подтверждает утверждение стороны истца о том, что электрогазосварщики (электросварщики) предприятия обеспечены работой в полном объёме (т.е. заняты в условиях полной занятости), так как иначе у работодателя не имелось бы необходимости в дополнительных рабочих местах (т. 1, л.д. 237 оборот).

Суд отмечает, что согласно представленной ответчиком Карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2021 год, за истца работодателем были уплачен тариф на страховую часть обязательного пенсионного страхования (ОПС) в размере 22 % (т. 2, л.д. 3).

Согласно представленной ответчиком Карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2022 год, за истца работодателем были уплачен тариф на страховую часть ОПС также в размере 22 % (т. 2, л.д. 4).

Из представленной ответчиком Карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2023 год, за истца работодателем были уплачен тариф на страховую часть ОПС в размере 30 % (т. 2, л.д. 5).

Тем самым работодателем фактически признается право истца на досрочное пенсионное обеспечение с ДАТА, так как за Гоглачева И.Н. начиная с 2023 г. работодатель добровольно (в досудебном порядке) фактически уплачивает дополнительный тариф, подлежащий уплате за работника предприятия, работающего во вредных и (или) тяжёлых условиях труда.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик не оспаривал осуществление истцом трудовой деятельности в тяжелых условиях труда, но указывал на отсутствие его постоянной занятости в таких условиях.

Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 ТК РФ).

В силу абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.04.2014 года (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со ст. 26 названного закона (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона).

На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 01.01.2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а с 01.01.2017 – в ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (п. 3 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2250-0).

Исходя из системного толкования приведенных норм права, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, в спорные периоды времени по настоящее время Гоглачев И.Н. работает в АО «ЭнСер» (ранее - ОАО «УралАЗ-Энерго») электрогазосварщиком (электросварщиком), его профессия прямо предусмотрена Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, как дающая право на льготное пенсионное обеспечение.

При этом выполнение Гоглачевым И.Н. работы в тяжелых условиях труда не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела и подтверждается картой специальной оценки условий труда работников по профессии электрогазосварщик, согласно которой установлен класс условий труда 3.1.Однако выполнение Гоглачевым И.Н. работы по профессии, предусмотренной Списком № 2 от 26.01.1991, при установлении по результатам аттестации рабочего места по условиям труда и специальной оценки условий труда класса условий труда 3.1, но при отсутствии доказательств, подтверждающих факт его полной занятости в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, не предоставляет ему право досрочного пенсионного обеспечения на основании п. 2 ч.1ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Вместе с тем в рамках настоящего спора Гоглачевым И.Н. заявлены требования именно к работодателю, которым, как об этом полагает истец, нарушается его право на досрочное пенсионное обеспечение, так как в индивидуальном (персонифицированном) учете сведения об его работе отражены без соответствующих кодов, а с 01.01.2013 года не оплачиваются дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование, именно на работодателе лежит обязанность доказать законность своих действий и принятого решения, а также отсутствие у истца полной занятости в условиях труда, предусмотренных Списком, принимая во внимание, что Списком № 2 от 26.01.1991 не предусмотрены дополнительные условия при выполнении трудовых обязанностей электрогазосварщика.

При непредставлении ответчиком таких доказательств на АО «ЭнСер» может быть возложена обязанность уточнить данные лицевого счета Гоглачева И.Н., а именно, указать код особых условий труда и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в порядке, предусмотренном ст. 33.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 428 НК РФ.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на досрочное назначение пенсии в связи с выполнением работ в особых условиях труда имеют лица, занятые в соответствующих производствах, профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах (подразделах) Списка № 2 от 1991 года, при соответствии выполнявшихся ими работ условиям, предусмотренных Списком. Кроме того требуется также подтверждение занятости на указанных работах постоянно полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени). Вышеуказанные условия могут подтверждаться первичными документами соответствующего периода, на основании которых можно определить вид производства, установить характер выполнявшейся работы в той или профессии тем работам (условиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также полную занятость в особых условиях труда.

При этом специальная оценка условий труда проводится в целях разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, а также в целях установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Приведенные нормы права не предусматривают установление в ходе проведения специальной оценки условий труда и при составлении карты аттестации рабочего места по условиям труда полной занятости работника на таких видах работ. Соответствующие доказательства предоставляются работодателем при разрешении спора гражданина с пенсионным органом при отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, либо с работодателем при оспаривании достоверности предоставляемых им в пенсионный орган сведений об условиях труда и о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение.

В данном случае в судебном заседании установлено, что в трудовые обязанности Гоглачева И.Н. входит ручная дуговая сварка и резка металлов, чем истец занимался в спорные периоды времени и в настоящее время.

В ходе рассмотрения дела сторона истца настаивал на выполнении Гоглачевым И.Н. сварочных работ и резке металла в течение полного рабочего дня.

Возражая против удовлетворения требований Гоглачева И.Н., ответчик ссылался на отсутствие необходимости выполнения всего объема работ в течение полного рабочего дня, при этом, в отсутствие работы Гоглачеву И.Н. простой не объявлялся, иных отвлечений (отпуска без сохранения заработной платы и пр.) от работы истца в спорные периоды времени материалы дела так же не содержат.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч.ч.1 и 4 ст. 67 ГПК РФ).

Между тем, как следует из представленных в материалы дела ответчиком первичных документов, относящихся к спорным периодам работы Гоглачева И.Н. (табелей учета рабочего времени и расчетных листков), истец работал по занимаемой должности электрогазосварщика полный рабочий день, которые ему полностью оплачены.

Данные доказательства, в отсутствие сменных заданий, распоряжений за весь период работы (вопреки доводам ответчика), свидетельствует о его полной занятости на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26.01.1991, поскольку каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об обратном, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.

Вопреки ошибочным доводам ответчика, представленные в материалы дела выписки из журнала учета работ сотрудников во вредных условиях труда и наряды – допуски не являются надлежащими доказательствами работы истца в не полном режиме рабочего времени по указанным выше основаниям, наряды-допуски и иные документы за период 2002 – 2005 годов у работодателя не сохранились.

В отсутствие подлинных документов за весь период работы, подтверждающих не полную занятость в особых условиях труда, учитывая ничем не опровергнутые объяснения истца (ст.ст. 55, 68 ГПК РФ) о том, что все выполняемые им работы входили в трудовые функции по профессии электрогазосварщика, истец не имел отвлечений и был занят работой в условиях полного рабочего времени, в совокупности с объяснениями представителя ответчика, данными в судебном заседании о том, что иных доказательств, помимо представленных в дело, не имеется, фактический учёт и хронометраж рабочего времени истца не ведётся, как не ведется и учет выполнения и иной поручаемой работы (ст.ст. 55, 68 ГПК РФ), не позволяет сделать однозначный вывод о не исполнении истцом работы в течение полного рабочего дня.

Более того, из представленных по делу доказательств невозможно достоверно определить, какое количество часов фактически отработано Гоглачевым И.Н. в особых условиях труда и в обычных условиях, учитывая, что локальный нормативный акт, предусматривающий раздельный учет рабочего времени в особых условиях труда и в обычных условиях у ответчика отсутствует, порядок ведения такого учета не установлен, тогда как из первичных документов, относящихся к периоду работы Гоглачева И.Н. (табелей учета рабочего времени и расчетных листков) не следует неполная занятость истца на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26.01.1991 года.

Ссылка ответчика на то, что основанием для предоставления работникам гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных условиях являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии в список производств, цехов, профессий с вредными условиями труда, работа в которых дает право на соответствующие гарантии и компенсации, а по результатам проведенной специальной оценки условий труда у рабочих по профессии электрогазосварщик право на досрочное пенсионное обеспечение не установлено, не может быть принята во внимание, поскольку целью проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочего места по условиям труда не является оценка полной занятости работника на работах с тяжелыми условиями труда.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства, а также совокупность представленных в материалы дела доказательств, позволяют сделать вывод о не соответствии предоставляемых ответчиком в пенсионный орган сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете в отношении Гоглачева И.Н. его фактическим условиям и характеру труда в качестве электрогазосварщика.

Исходя из всего вышеизложенного, принимая во внимание, что именно на работодателе лежит обязанность доказать законность своих действий и принятого решения, а также отсутствие у истца полной занятости в условиях труда, предусмотренных Списком, принимая во внимание, что Списком № 2 от 26.01.1991 не предусмотрены дополнительные условия при выполнении трудовых обязанностей, Списком № 2 прямо предусмотрены электрогазосварщики, в нарушение положений ст. 56 ГПКРФ, ответчиком таких доказательств не представлено, исковые требования об обязании работодателя предоставить в пенсионный орган корректирующие сведения за спорный периоды времени, подлежат удовлетворению.

Разрешая требование истца о возложении на работодателя обязанность начислить и оплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ) на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании: 1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; 2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 6 указанного в общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе: 10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии;10.1) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными; 10.2) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; 11) иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; 12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов;13.1)сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или уплачиваются по тарифам, не достигшим размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, по тарифу; 14) суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.

Согласно ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Пунктом 2 ст. 11 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что на рабочем месте истца по результатам специальной оценки условий труда установлен класс условий труда – 3.1, который соответствует вредным условиям труда и согласно ч. 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, размер которых (для подкласса условий труда 3.1), составляет 2 %.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 14Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 3) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Статьёй 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которым закон дополнен статьей 33.2. «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года», в пункте 2 которой предусмотрено, что для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), применяются с 01 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи: 2003 год - 2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; 2014 год - 4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; 2015 год и последующие годы - 6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов.

Также согласно ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для страхователей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии: Опасный класс условий труда, 4 подкласс условий труда - 8,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; Вредный класс условий труда: 3.4 подкласс условий труда - 7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов, 3.3 подкласс условий труда 6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов и т.д.; Допустимый класс условий труда, 2 подкласс условий труда - 0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; Оптимальный, 1 подкласс условий труда - 0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Налоговый кодекс Российской Федерации с 01 января 2017 года дополнен статьей 428 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков», согласно пунктам2, 3 которой для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи). Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: Опасный класс условий труда, 4 подкласс условий труда - 8,0 процента; Вредный класс условий труда: 3.4 подкласс условий труда - 7,0 процента, 3.3 подкласс условий труда 6,0 процент, 3.1 подкласс 2 % и т.д.; Допустимый класс условий труда, 2 подкласс условий труда - 0,0 процента; Оптимальный, 1 подкласс условий труда - 0,0 процента.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года №2890-О, в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в том числе страховые взносы, которые образуют основной источник для осуществления пенсионного обеспечения граждан. При этом в Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений (часть 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации).

В отличие от налогов, страховые взносы имеют свою правовую специфику, которая проявляется, в частности, в том, что для страхователей - работодателей они представляют собой обязательную составную часть расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц выступают материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 10 июля 2007 года № 9-П, от 30 ноября 2016 года №27-П и др.).

Это гарантируется, в частности, структурой тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который начиная с 1 января 2012 года включает в себя солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Страховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление, в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 01 января 2015 года - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов (абзац девятый статьи 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Соответственно, они не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункты 13 и 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Статьёй 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 01 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации) и статьей 33.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на работодателей, применяющих труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, а именно выполнение которых сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с тяжелыми условиями труда, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 годах.

Данные законоположения не содержат каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Установленная ими обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу равным образом распространяется на всех работодателей, работники которых заняты на работах с особыми условиями труда.

При этом федеральный законодатель для соответствующих работодателей предусмотрел возможность применения взамен установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 1 января 2017 года - пунктами 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации) дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии, дополнительных тарифов (в том числе и нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (часть 2.1 статьи 58.3 указанного Федерального закона; с 1 января 2017 года - пункт 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации).Данное правило было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого, согласно пояснительной записке к соответствующему законопроекту, является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» также следует, что дополнительный тариф страховых взносов не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах.

Это означает, что страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой - публичные интересы, состоящие в необходимости улучшений условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования.

Из пункта 7 Письма Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 03-15-06/16239 о применении дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае частичной занятости работника следует, что, исходя из положений статьи 428 Налогового кодекса дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу упомянутых работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 420 Налогового кодекса, за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса.

Таким образом, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

В случае если работник часть месяца числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а часть месяца - на работах с нормальными условиями труда (при переводе в установленном порядке), то в таком месяце он считается частично занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и, соответственно, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса, пропорционально количеству дней, когда работник числился занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней отчетного месяца.

В случае если работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в течение месяца числится занятым на нескольких рабочих местах, в отношении которых установлены различные классы (подклассы) условий труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда или же отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным статьей 428 Налогового кодекса, пропорционально количеству дней (часов), когда работник числился занятым на соответствующем рабочем месте, в общем количестве календарных дней (часов) отчетного месяца.

Таким образом, из названных нормативных правовых актов, судебной и правоприменительной практики следует, что работодатель обязан начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в порядке, предусмотренном статьей 33.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», и на рабочих местах которых установлены вредные условия труда, вне зависимости от полной или частичной занятости на этих видах работ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по начислению и уплате дополнительного тарифа страховых взносов в отношении лиц, работающих во вредных и (или) тяжелых условиях труда, в том числе и в случаях проведения работы в условиях занятости менее 80 % рабочего времени.

Суд учитывает, что законодательство о введении дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов введено в действие с 01 января 2013 года, в связи с чем считает правильным возложить обязанность на АО «ЭнСер» начислить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения Гоглачева И.Н. с указанной истцом даты – с ДАТА, и по дату, начиная с которой дополнительный тариф в отношении истца работодателем начал фактически оплачиваться.

При этом довод стороны ответчика об истечении срока исковой давности по всем заявленным истцом требованиям суд во внимание не принимает, поскольку спорные правоотношения вытекают не из норм Гражданского кодекса РФ, предусматривающего возможность применения последствий истечения срока исковой давности, а из специальных норм пенсионного законодательства и норм, регулирующих проведение специальной оценки условий труда, которыми сроки исковой давности по заявленным истцом требованиям не предусмотрены.

Допущенные ответчиком нарушения конституционных, пенсионных и трудовых прав истца являются длящимися, не прекращёнными по настоящее время, в силу чего восстановление последних должно происходить вне зависимости от течения каких – либо процессуальных сроков (в т.ч. срока исковой давности).

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 названного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из материалов дела следует, что истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб., исчисленная в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца (т. 1 л.д. 3).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гоглачева И.Н. (СНИЛС НОМЕР) к Акционерному обществу «ЭнСер» (ОГРН 1027400872894) о возложении обязанности предоставить в пенсионный орган корректирующие сведения и оплатить дополнительный тариф удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «ЭнСер» предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Гоглачева И.Н., касающиеся особых условий его труда, указав периоды работы: в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА с кодом досрочного назначения пенсии (код позиции 23200000-19756); в качестве электросварщика ручной сварки с ДАТА по ДАТА с кодом досрочного назначения пенсии (код позиции 23200000-19906); в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, с ДАТА с кодом досрочного назначения пенсии (код позиции 23200000-19756).

Обязать Акционерное общество «ЭнСер» начислить и оплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения Гоглачева И.Н. в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке (код позиции 23200000-19756), начиная с ДАТА по дату, начиная с которой дополнительный тариф начал фактически оплачиваться, в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Взыскать с Акционерного общества «ЭнСер» в пользу Гоглачева И.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение суда составлено 30.11.2023 года.

2-2777/2023 ~ М-2424/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гоглачев Илья Николаевич
Ответчики
АО "ЭнСер"
Другие
АО "АЗ "УРАЛ"
Пономарева Елена Анатольевна
ОСФР по Челябинской области
Суд
Миасский городской суд Челябинской области
Судья
Захаров Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
miass--chel.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее