Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-13/2024 (2-372/2023;) ~ М-413/2023 от 10.10.2023

УИД: 11RS0014-01-2023-000565-21

Дело № 2-13/2024

(№ 2-372/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года                  с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием истца Мальцевой Е.А., представителя истца Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Мальцевой Е.А.

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

Мальцева Е.А. обратилась в суд с требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми (далее по тексту - ОСФР по Республике Коми) о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 53 603,43 руб. В обоснование требований указано, что истец является <...>. Правом на компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно после выхода на пенсию никогда не пользовалась. В период с <дата> по <дата> находилась со своей семьей на отдыхе в <...>. <дата> обратилась к ответчику с заявлением об оплате проезда, однако решением от <дата> в выплате компенсации ей было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку ею были предоставлены все необходимые документы. Приобрести авиабилеты на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств-членов Евразийского экономического союза не представлялось возможным поскольку: из г.Сыктывкара Республики Коми отсутствуют прямые (чартерные) рейсы в г.Анталия (Турция); перелет из г.Сыктывкара Республики Коми в г.Москва осуществляется только в аэропорт Шереметьево г.Москва, вылет в г.Анталия (Турция) осуществляется только с аэропорта Внуково <адрес>; необходимость переезда из аэропорта Шереметьево г.Москва в аэропорт Внуково г.Москва и обратно; отсутствие свободных авиабилетов и вылетов российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств-членов Евразийского экономического союза на день вылета к месту отдыха и обратно. Расчет взыскиваемой стоимости компенсации состоит из: 22768,00 (стоимость авиабилетов по маршруту Сыктывкар-Москва-Сыктывкар) +47156,18 (стоимость авиабилетов по маршруту Москва-Анталия-Москва) х 0,6539 (коэффициент проезда до границы РФ) = 53603,43.

В судебное заседание истец Мальцева Е.А., представитель истца Мальцев В.А. на заявленных требованиях настаивали в полном объеме.

ОСФР по Республике Коми на судебное заседание своего представителя не направил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В возражениях просит в удовлетворении исковых требований о возмещении стоимости проезда к месту отдыха и обратно отказать. В обоснование указано, что Мальцевой Е.А. была представлена квитанция электронного билета по маршруту Москва-Анталия-Москва, подтверждающая перелет к месту отдыха и обратно авиакомпанией Turkish Airlines, которая не является российской авиакомпанией либо государств-членов Евразийского экономического союза. Сведений об отсутствии российских рейсов и рейсов авиакомпаний других государств-членов Евразийского экономического союза на даты перелета по вышеуказанным маршрутам истицей не представлено. Кроме того, для компенсации проезда Мальцевой Е.А. не была предоставлена копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Закон Российской Федерации № 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее по тексту – Закон № 4520-1) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (преамбула, статья 1).

Таким образом, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.

В этих целях статьей 4 Закона № 4520-1 предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета.

К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам и пенсионерам возможности полноценного отдыха и оздоровления в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно (ст. 33 и 34 Закона № 4520-1).

Из приведенных нормативных положений следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Фонда пенсионного и социального страхования РФ и федерального бюджета.

Обязательными условиями получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования РФ являются проживание неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. № 176 утвердило Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно" (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пп. 1, 2, 6, 10, 10 (1) Правил даные Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха и обратно (далее - компенсация). Компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно. При следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами. При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации. Компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета). Указанная в документе, предусмотренном абз.3 настоящего пункта, стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно проездному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Как следует из представленных документов, Мальцева Е.А, являясь неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживающая в <адрес> относящегося к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с <дата> по <дата> выезжала на отдых в <...> по маршруту Сыктывкар - Москва - Анталия - Москва - Сыктывкар. Согласно справке ООО «Мир отдыха» следует, что Мальцева Е. приобретала тур, в состав которого входил перелет на рейсах авиакомпании, следующей по маршруту: Москва-Анталия <дата> и Анталия – Москва <дата>.

06.09.2023 через ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг РК» (далее- МФЦ) истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 69 924,18 руб., предоставив документ, удостоверяющий личность, проездные документы Москва-Анталия, Анталия-Москва, Сыктывкар-Москва-Москва-Сыктывкар, документ о стоимости проезда по соответствующему маршруту, выданный транспортной организацией+Справка тур., заграничный паспорт с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ, заявление, в т.ч. справку АО «Агентство «Вэртас», пояснения о передвижении с <адрес> и обратно на такси, маршрут/квитанцию электронного билета по маршруту Сыктывкар- Москва, Москва – Сыктывкар с указанием общей стоимости 21 756,94 руб., уведомление о покупке авиабилета с указанием общей стоимости - 22 768 руб., чек об оплате, квитанцию электронного билета по маршруту Москва-Анталья, Анталья – Москва, заграничный паспорт. Данный факт подтверждается копией заявки МФЦ от <дата>, полученной истцом перед обращением в суд, а также предоставленными ответчиком копиями документов.

Вместе с тем, представленная стороной ответчика копия заявления Мальцевой от <дата> о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха г.Москва и обратно, оформленная и принятая специалистом ОСФР по РК <дата>, не может быть принято судом в качестве доказательства по делу, поскольку не содержит подписи заявителя.

По результатам рассмотрения заявления истца об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно ОСФР по Республике Коми направлено в адрес истца уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от <дата> ХХХ. В качестве причины отказа указано, что не представлен заграничный паспорт с отметками пограничного органа Федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ. По маршрутам Москва-Анталья, Анталья-Москва предоставлена квитанция электронного билета, которая не является документом строгой отчетности, а также по указанному маршруту перелет осуществлен не российской авиакомпанией. Кроме того, по указанному маршруту не предоставлена справка транспортной организации о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа по данному маршруту, предоставленная справка, выданная АО «Агентство «Вэртас», не является справкой перевозчика. Также Мальцевой Е.А. разъяснено, что для получения компенсации расходов по маршруту Сыктывкар-Москва, Москва-Сыктывкар необходимо предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность за границей с отметкой органа федеральной службы безопасности о месте пересечения.

Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения истца с заявленными требованиями в суд.

В соответствии с п.3 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

Приказом Минтруда России от 18.03.2016 № 118н утверждены разъяснения о применении Правил, в соответствии с которыми в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Как следует, Мальцевой Е.А. приобретен электронный билет на воздушный транспорт в салоне экономического класса по маршруту Сыктывкар – Москва, дата вылета- <дата> и Москва-Сыктывкар, дата вылета- <дата>, стоимость которого составила 21 756,94 руб. Факт приобретения указанного проездного билета, перелет по указанному маршруту, подтвержден представленными истцом документами, в т.ч. представленными оригиналами посадочных талонов.

Истцом заявлено требование о взыскании суммы проезда по маршруту Сыктывкар- Москва-Москва-Сыктывкар в размере 22 768 руб., указанном в уведомлении о покупке авиабилета, предоставленном Coral Travel. При этом указанная сумма содержит, в т.ч. сбор за обслуживание, сервисный сбор турагента, которые фактически являются агентскими вознаграждениями за услуги по оформлению авиабилета, оказанная агентом в рамках агентского договора, и не подлежат компенсации. В связи с чем, суд приходит к выводу, что стоимость проезда по указанному маршруту Сыктывкар-Москва-Москва-Сыктывкар подлежит компенсации истцу в сумме 21 756,94 руб.

Вместе с тем, с учетом положений нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, основания отказа ответчика о том, что для получения компенсации расходов по маршруту Сыктывкар-Москва, Москва-Сыктывкар необходимо предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность за границей с отметкой органа федеральной службы безопасности о месте пересечения является не обоснованным, в части же не представления заграничного паспорта с отметками пограничного органа Федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ, данный факт опровергается материалами дела, в т.ч. предоставленной копией заграничного паспорта истца.

В части требования о взыскании с ответчика компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Москва-Анталья-Москва, а именно: <дата> и <дата>, соответственно, судом установлено, что представленные истцом проездные документы свидетельствуют о том, что авиаперелет по данному маршруту в спорный период произведен не российскими авиакомпаниями или авиакомпаниями других государств-членов Евразийского экономического союза, а авиакомпанией "Turkish Airlines". Турция не является государством-членом Евразийского экономического союза.

По информации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от <дата> следует об осуществлении рейсов авиакомпаниями государств- членов Евразийского экономического союза по маршрутам: Москва (Россия) – Анталья (Турция) на дату вылета <дата> и Анталия (Турция) – Москва (Россия) на дату вылета – <дата>.

В связи с чем, представленная истцом справка ООО «Мир отдыха» от <дата>, указывающая, что на момент приобретения тура в системе туроператора отсутствовали рейсы российских авиакомпаний по заявленному маршруту, в связи с чем был приобретен тур в состав которого входил перелет иностранной авиакомпании, не соответствует действительности.

В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что возможность приобретения билетов на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза для проезда к месту отдыха и обратно в указанные даты отсутствовала, поскольку указанные авиакомпании не осуществляли пассажирские перевозки к месту отдыха либо оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний было невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.

Доводы стороны истца о том, что выбор перевозчика обусловлен удобным временем вылета и перелета, с учетом необходимой пересадки в г.Москва, факта подбора рейсов тур. оператором, в связи с чем у истца не было информации какой авиакомпанией будет осуществляться перелет, а также о незнании, что пенсионеру можно было лететь на отдых за границу только на рейсах российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза суд считает несостоятельными, не соответствующими требованиям пп.г п.10 Правил.

При этом, рассчитывая на возврат понесенных расходов на оплату к месту отдыха и обратно за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета, истец должна была руководствоваться и знать порядок и условия получения такой компенсации, установленные Правилами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца испрашиваемой суммы компенсации по маршруту Москва-Анталия-Москва.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) в пользу Мальцевой Е.А., <дата> г.р. (<...> компенсацию стоимости проезда в 2023 году к месту отдыха и обратно в размере 21 756 (двадцать одна тысяча семьсот пятьдесят шесть) рублей 94 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья         Э.Ф. Буян

Решение в окончательной форме вынесено 05 февраля 2024 года.

2-13/2024 (2-372/2023;) ~ М-413/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мальцева Елена Алексеевна
Ответчики
ОСФР по Республике Коми
Другие
Мальцев В.А.
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2023Предварительное судебное заседание
18.12.2023Предварительное судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Дело оформлено
23.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее