УИД: 11RS0014-01-2023-000565-21
Дело № 2-13/2024
(№ 2-372/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием истца Мальцевой Е.А., представителя истца Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мальцевой Е.А.
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Мальцева Е.А. обратилась в суд с требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми (далее по тексту - ОСФР по Республике Коми) о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 53 603,43 руб. В обоснование требований указано, что истец является <...>. Правом на компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно после выхода на пенсию никогда не пользовалась. В период с <дата> по <дата> находилась со своей семьей на отдыхе в <...>. <дата> обратилась к ответчику с заявлением об оплате проезда, однако решением от <дата> в выплате компенсации ей было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку ею были предоставлены все необходимые документы. Приобрести авиабилеты на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств-членов Евразийского экономического союза не представлялось возможным поскольку: из г.Сыктывкара Республики Коми отсутствуют прямые (чартерные) рейсы в г.Анталия (Турция); перелет из г.Сыктывкара Республики Коми в г.Москва осуществляется только в аэропорт Шереметьево г.Москва, вылет в г.Анталия (Турция) осуществляется только с аэропорта Внуково <адрес>; необходимость переезда из аэропорта Шереметьево г.Москва в аэропорт Внуково г.Москва и обратно; отсутствие свободных авиабилетов и вылетов российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств-членов Евразийского экономического союза на день вылета к месту отдыха и обратно. Расчет взыскиваемой стоимости компенсации состоит из: 22768,00 (стоимость авиабилетов по маршруту Сыктывкар-Москва-Сыктывкар) +47156,18 (стоимость авиабилетов по маршруту Москва-Анталия-Москва) х 0,6539 (коэффициент проезда до границы РФ) = 53603,43.
В судебное заседание истец Мальцева Е.А., представитель истца Мальцев В.А. на заявленных требованиях настаивали в полном объеме.
ОСФР по Республике Коми на судебное заседание своего представителя не направил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В возражениях просит в удовлетворении исковых требований о возмещении стоимости проезда к месту отдыха и обратно отказать. В обоснование указано, что Мальцевой Е.А. была представлена квитанция электронного билета по маршруту Москва-Анталия-Москва, подтверждающая перелет к месту отдыха и обратно авиакомпанией Turkish Airlines, которая не является российской авиакомпанией либо государств-членов Евразийского экономического союза. Сведений об отсутствии российских рейсов и рейсов авиакомпаний других государств-членов Евразийского экономического союза на даты перелета по вышеуказанным маршрутам истицей не представлено. Кроме того, для компенсации проезда Мальцевой Е.А. не была предоставлена копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации № 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее по тексту – Закон № 4520-1) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (преамбула, статья 1).
Таким образом, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.
В этих целях статьей 4 Закона № 4520-1 предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета.
К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам и пенсионерам возможности полноценного отдыха и оздоровления в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно (ст. 33 и 34 Закона № 4520-1).
Из приведенных нормативных положений следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Фонда пенсионного и социального страхования РФ и федерального бюджета.
Обязательными условиями получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования РФ являются проживание неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. № 176 утвердило Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно" (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пп. 1, 2, 6, 10, 10 (1) Правил даные Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха и обратно (далее - компенсация). Компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно. При следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами. При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации. Компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета). Указанная в документе, предусмотренном абз.3 настоящего пункта, стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно проездному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
Как следует из представленных документов, Мальцева Е.А, являясь неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживающая в <адрес> относящегося к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с <дата> по <дата> выезжала на отдых в <...> по маршруту Сыктывкар - Москва - Анталия - Москва - Сыктывкар. Согласно справке ООО «Мир отдыха» следует, что Мальцева Е. приобретала тур, в состав которого входил перелет на рейсах авиакомпании, следующей по маршруту: Москва-Анталия <дата> и Анталия – Москва <дата>.
06.09.2023 через ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг РК» (далее- МФЦ) истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 69 924,18 руб., предоставив документ, удостоверяющий личность, проездные документы Москва-Анталия, Анталия-Москва, Сыктывкар-Москва-Москва-Сыктывкар, документ о стоимости проезда по соответствующему маршруту, выданный транспортной организацией+Справка тур., заграничный паспорт с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ, заявление, в т.ч. справку АО «Агентство «Вэртас», пояснения о передвижении с <адрес> и обратно на такси, маршрут/квитанцию электронного билета по маршруту Сыктывкар- Москва, Москва – Сыктывкар с указанием общей стоимости 21 756,94 руб., уведомление о покупке авиабилета с указанием общей стоимости - 22 768 руб., чек об оплате, квитанцию электронного билета по маршруту Москва-Анталья, Анталья – Москва, заграничный паспорт. Данный факт подтверждается копией заявки МФЦ от <дата>, полученной истцом перед обращением в суд, а также предоставленными ответчиком копиями документов.
Вместе с тем, представленная стороной ответчика копия заявления Мальцевой от <дата> о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха г.Москва и обратно, оформленная и принятая специалистом ОСФР по РК <дата>, не может быть принято судом в качестве доказательства по делу, поскольку не содержит подписи заявителя.
По результатам рассмотрения заявления истца об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно ОСФР по Республике Коми направлено в адрес истца уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от <дата> ХХХ. В качестве причины отказа указано, что не представлен заграничный паспорт с отметками пограничного органа Федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ. По маршрутам Москва-Анталья, Анталья-Москва предоставлена квитанция электронного билета, которая не является документом строгой отчетности, а также по указанному маршруту перелет осуществлен не российской авиакомпанией. Кроме того, по указанному маршруту не предоставлена справка транспортной организации о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа по данному маршруту, предоставленная справка, выданная АО «Агентство «Вэртас», не является справкой перевозчика. Также Мальцевой Е.А. разъяснено, что для получения компенсации расходов по маршруту Сыктывкар-Москва, Москва-Сыктывкар необходимо предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность за границей с отметкой органа федеральной службы безопасности о месте пересечения.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения истца с заявленными требованиями в суд.
В соответствии с п.3 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Приказом Минтруда России от 18.03.2016 № 118н утверждены разъяснения о применении Правил, в соответствии с которыми в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Как следует, Мальцевой Е.А. приобретен электронный билет на воздушный транспорт в салоне экономического класса по маршруту Сыктывкар – Москва, дата вылета- <дата> и Москва-Сыктывкар, дата вылета- <дата>, стоимость которого составила 21 756,94 руб. Факт приобретения указанного проездного билета, перелет по указанному маршруту, подтвержден представленными истцом документами, в т.ч. представленными оригиналами посадочных талонов.
Истцом заявлено требование о взыскании суммы проезда по маршруту Сыктывкар- Москва-Москва-Сыктывкар в размере 22 768 руб., указанном в уведомлении о покупке авиабилета, предоставленном Coral Travel. При этом указанная сумма содержит, в т.ч. сбор за обслуживание, сервисный сбор турагента, которые фактически являются агентскими вознаграждениями за услуги по оформлению авиабилета, оказанная агентом в рамках агентского договора, и не подлежат компенсации. В связи с чем, суд приходит к выводу, что стоимость проезда по указанному маршруту Сыктывкар-Москва-Москва-Сыктывкар подлежит компенсации истцу в сумме 21 756,94 руб.
Вместе с тем, с учетом положений нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, основания отказа ответчика о том, что для получения компенсации расходов по маршруту Сыктывкар-Москва, Москва-Сыктывкар необходимо предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность за границей с отметкой органа федеральной службы безопасности о месте пересечения является не обоснованным, в части же не представления заграничного паспорта с отметками пограничного органа Федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы РФ, данный факт опровергается материалами дела, в т.ч. предоставленной копией заграничного паспорта истца.
В части требования о взыскании с ответчика компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Москва-Анталья-Москва, а именно: <дата> и <дата>, соответственно, судом установлено, что представленные истцом проездные документы свидетельствуют о том, что авиаперелет по данному маршруту в спорный период произведен не российскими авиакомпаниями или авиакомпаниями других государств-членов Евразийского экономического союза, а авиакомпанией "Turkish Airlines". Турция не является государством-членом Евразийского экономического союза.
По информации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от <дата> следует об осуществлении рейсов авиакомпаниями государств- членов Евразийского экономического союза по маршрутам: Москва (Россия) – Анталья (Турция) на дату вылета <дата> и Анталия (Турция) – Москва (Россия) на дату вылета – <дата>.
В связи с чем, представленная истцом справка ООО «Мир отдыха» от <дата>, указывающая, что на момент приобретения тура в системе туроператора отсутствовали рейсы российских авиакомпаний по заявленному маршруту, в связи с чем был приобретен тур в состав которого входил перелет иностранной авиакомпании, не соответствует действительности.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что возможность приобретения билетов на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза для проезда к месту отдыха и обратно в указанные даты отсутствовала, поскольку указанные авиакомпании не осуществляли пассажирские перевозки к месту отдыха либо оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний было невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.
Доводы стороны истца о том, что выбор перевозчика обусловлен удобным временем вылета и перелета, с учетом необходимой пересадки в г.Москва, факта подбора рейсов тур. оператором, в связи с чем у истца не было информации какой авиакомпанией будет осуществляться перелет, а также о незнании, что пенсионеру можно было лететь на отдых за границу только на рейсах российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза суд считает несостоятельными, не соответствующими требованиям пп.г п.10 Правил.
При этом, рассчитывая на возврат понесенных расходов на оплату к месту отдыха и обратно за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета, истец должна была руководствоваться и знать порядок и условия получения такой компенсации, установленные Правилами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца испрашиваемой суммы компенсации по маршруту Москва-Анталия-Москва.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) в пользу Мальцевой Е.А., <дата> г.р. (<...> компенсацию стоимости проезда в 2023 году к месту отдыха и обратно в размере 21 756 (двадцать одна тысяча семьсот пятьдесят шесть) рублей 94 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Э.Ф. Буян
Решение в окончательной форме вынесено 05 февраля 2024 года.