Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-186/2023 от 03.05.2023

                                                                                                               дело № 12-186/23

РЕШЕНИЕ

23 мая 2023 года                                                                    п.Лотошино Московской области

Волоколамский городской суд (постоянное судебное присутствие в п.Лотошино) Московской области в составе

председательствующего судьи                                                        Перминовой Е.А.,

при секретаре                                                                                     Макаровой Ю.Ю.,

с участием заявителя                                                                         Бокиева Р.Т.,

прокурора

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бокиева Р.Т. на определение и.о.прокурора Лотошинского района Московской области Салмова Д.В. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2023 года,

УСТАНОВИЛ:

16.02.2023 года Бокиев Р.Т., являющийся врачом-хирургом отделения хирургии ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ», председателем ППО МПРЗ «Действие», обратился к главному врачу ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ» ФИО8. с заявлением, в котором указал, что 16.02.2023 года в системе ЕМИАС МО обнаружил не соответствующую действительности информацию относительно условий своего трудового договора (что он работает в ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ» на 0,25 ставки с 04.03.2020 года), что может являться ошибкой, попыткой мошенничества либо служебного подлога. В установленные трудовым законодательством сроки просил дать ответ на вопросы: - являются ли записи в системе ЕМИАС МО достоверными; - произошли ли со стороны администрации ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ» односторонние изменение в его трудовом договоре с 04.03.2020 года; - кто подавал в систему ЕМИАС МО указанную информацию. При наличии ошибки в записи системы ЕМИАС МО просил ее исправить и внести достоверную информацию.

Ответ на это заявление Бокиев Р.Т. не получил.

15.04.2023 года Бокиев Р.Т. обратился к прокурору Лотошинского района с заявлением, в котором просил провести проверку; привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ (за нарушение порядка рассмотрения его заявления от 16.02.2023 года, на который ответ не был дан); внести должностному лицу представление об устранении нарушений закона; обязать должностных лиц направить ответ по существу заявления от 16.02.2023 года.

26.04.2023 года определением и.о.прокурора Лотошинского района Московской области Салмова Д.В. в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ в отношении главного врача ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ» ФИО4 отказано за отсутствием состава административного правонарушения, ввиду того, что положения Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» в данной ситуации неприменимы, поскольку заявитель состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ», а в ст.ст.21-22 ТК РФ не предусмотрена обязанность работодателя дать письменный ответ работнику на его обращение, о чем дан ответ заявителю.

На согласившись с определением, Бокиев Р.Т. обратился в суд с жалобой, просит определение и.о.прокурора Лотошинского района Московской области Салмова Д.В. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2023 года отменить. В обоснование указал, что наличие у него трудовых прав не лишает его конституционных гражданских прав, предусмотренных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» и ст.29 Конституции РФ на получение от должностного лица информации, не являющейся государственной тайной, которая была необходима для профилактики вероятного правонарушения со стороны лица, имеющего доступ к системе ЕМИАС МО.

Бокиев Р.Т. жалобу поддержал,

Прокурор

Рассмотрев жалобу, выслушав мнение заявителя, прокурора, исследовав письменные материалы и подлинный материал об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В ст.33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» (ст.1 ч.1).

В силу п.3 ст.4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" заявление (один из видов обращения) - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

К субъектам, которые обязаны рассмотреть обращения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", и дать заявителю письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, отнесены: государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, должностные лица государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ст.2 ч.1, ст.5 ч.3).

Установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" порядок рассмотрения обращений граждан является общим, то есть распространяется на все обращения граждан, за исключением тех, порядок рассмотрения которых определен отдельно федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст.1 ч.2).

Перечень таких федеральных законов не является исчерпывающим, поскольку в различных законодательных актах присутствуют нормы, определяющие специальный порядок рассмотрения обращений.

Так, в частности, в ТК РФ содержатся нормы, регулирующие специальный порядок рассмотрения отдельных заявлений работника (о предоставлении отпуска, об увольнении и др.).

Кроме того, в ТК РФ имеется специальная норма, предусматривающая, что в случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, представленных работодателем для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования РФ, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ст.66.1 ТК РФ).

В ст.29 ч.4 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ст.1 ч.1 п.1).

Названный федеральный закон в статье 8 закрепляет право граждан осуществлять поиск и получать любую информацию в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным законом и другими федеральными законами (часть 1); право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).

Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п.1 ст.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), то есть любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме.

В ст.91, 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, посредством которой осуществляется информационное обеспечение в сфере здравоохранения, доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения.

Медицинские организации являются поставщиками информации в единую систему и пользователями содержащейся в единой системе информации (ст.91.1 ч.6 п.6).

На основании информации, включенной в единую систему, может формироваться информация, не содержащая персональных данных или содержащая обезличенные персональные данные. Порядок формирования такой информации и правила ее предоставления третьим лицам устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Представление сведений, составляющих государственную тайну, для включения в единую систему не допускается (ст.91.1 ч.9).

В целях ведения персонифицированного учета осуществляется обработка персональных данных о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, в т.ч. занимаемая должность в организации, осуществляющей медицинскую деятельность, или в организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность (ст.93 п.13).

Положение о государственной информационной системе "Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области" утверждено постановлением Правительства Московской области от 30.07.2018 года №474/26 «О государственной информационной системе «Единая медицинская информационно- аналитическая система Московской области" (ЕМИАС).

ЕМИАС является государственной информационной системой в сфере здравоохранения Московской области, обеспечивающей автоматизацию процессов организации и оказания медицинской помощи населению, призванной сформировать единое информационное пространство системы здравоохранения Московской области, и включают данные, формирующиеся при организации и оказании медицинской помощи населению Московской области (п.п.1.2, 6.1).

ЕМИАС является собственностью Московской области. Информация, содержащаяся в ЕМИАС, является государственным информационным ресурсом Московской области. Обладателем информации является Министерство здравоохранения Московской области (п.1.3).

ЕМИАС предназначена для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению Московской области; обеспечения преемственности лечебно-диагностического процесса между медицинскими организациями при оказании медицинской помощи; оптимизации и повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Московской области (п.2.1).

Пользователями информации, содержащейся в ЕМИАС, являются медицинские и фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения Московской области; страховые медицинские организации; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области; организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ (п.3.4).

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, рассмотрение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.28.1 ч.1 п.3 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.1 ч.2 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч.1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ст.28.1 ч.3 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2,3 ч.1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ст.28.1 ч.5 КоАП РФ).

Согласно ст.25.11 ч.1 п.1, ч.2 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.28.4 ч.ч.1-2 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (ст.21 ч.1);

прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (ст.22 ч.2, ст.25 ч.ч.1-2).

Приказом Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 года №78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» предусмотрено, что дело об административном правонарушении возбуждается прокурором при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных чч. 1, 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в том числе с учетом характера совершенного деяния, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, наличия существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и иных обстоятельств (п.2.6).

Нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет привлечение к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов, заявитель Бокиев Р.Т. находится в трудовых отношениях с ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ», поэтому на правоотношения между ним и работодателем распространяются нормы ТК РФ.

Вместе с тем, он, как гражданин РФ, наделен также иными правами, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами, в том числе правом на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст.ст.1,2,8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), а также на получение письменного ответа по существу поставленных вопросов при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения, а также иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, к должностным лицам государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ст.2 ч.1, ст.5 ч.3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ").

Заявитель Бокиев Р.Т. обратился к своему работодателю - главному врачу государственного учреждения здравоохранения - с заявлением о выявлении неверной информации в сведениях о своей трудовой деятельности и о предоставлении ему информации, касающейся внесения записей в ЕМИАС МО (Единую медицинскую информационно-аналитическую систему Московской области), о внесении исправлений в указанную информацию.

Информация, содержащаяся в ЕМИАС МО, является собственностью Московской области (государственным информационным ресурсом Московской области), обладатель которой - Министерство здравоохранения Московской области.

Медицинские организации являются поставщиками информации в единую систему и пользователями содержащейся в единой системе информации.

Целью создания этой информационной системы является повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению Московской области; обеспечение преемственности лечебно-диагностического процесса между медицинскими организациями при оказании медицинской помощи; оптимизации и повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Московской области, а пользователями содержащейся в ней информации - медицинские и фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения Московской области; страховые медицинские организации; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области; организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ.

Таким образом, работники медицинских организаций пользователями указанной информации не являются.

При ведении персонифицированного учета осуществляется обработка персональных данных о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, и указывается занимаемая должность в организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Включение информации о режиме рабочего времени законом не предусмотрено.

Вместе с тем, запрашивая информацию из ЕМИАС у медицинской организации, не являющейся обладателем этой информации, заявитель

По существу заявление Бокиева Р.Т. относится к трудовым правоотношениям, он просит дать ответ в срок, установленный трудовым законодательством.

Поскольку его заявление адресовано к работодателю, и не связано с осуществлением государственным учреждением публично значимых функций, то нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан, в данном случае не применимы, так как они регулирует порядок рассмотрения обращений в государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, должностные лица государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций

Кроме того, специальная норма ТК РФ, предусматривающая порядок действий работодателя в случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, не предусматривает направление письменного ответа заявителю, но обязывает работодателя по письменному заявлению работника исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ст.66.1 ТК РФ).

Таким образом, поскольку порядок рассмотрения заявлений работника о выявлении неверной информации в сведениях о трудовой деятельности урегулирован специальным федеральным законом, то соответствующие обращения не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

Бокиев Р.Т. обратился с заявлением в прокуратуру Лотошинского района и просил, в т.ч., возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ в отношении должностных лиц ГБУЗ МО «Лотошинская ЦРБ».

Прокуратурой Лотошинского района проведена проверка содержащихся в жалобе сведений, имеющих отношение к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, и доводов заявителя.

В результате проведения проверки не подтвердились изложенные в заявлении Бокиева Р.Т. доводы о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.

Прокурор, проведя проверку по доводам заявления Бокиева Р.Т., установив фактические обстоятельства и характер правоотношений между заявителем и работодателем, не усмотрел признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и вынес обоснованное и мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, что соответствует требованиям ст.28.1 ч.ч.3,5 КоАП РФ, Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ».

Доводы жалобы не содержат обстоятельств, опровергающих указанные выводы, поскольку само по себе наличие у гражданина конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и на получение информации любым законным способом не означает, что это право может быть реализовано в процедуре, произвольно избранной заявителем, поскольку реализация указанных конституционных прав осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

В связи с этим неполучение письменного ответа на обращение само по себе не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, поскольку диспозиция указанной нормы предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, в то время как нарушений, содержащих признаки состава этого административного правонарушения, в данном случае не установлено.

При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Определение и.о.прокурора Лотошинского района Московской области Салмова Д.В. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2023 года – оставить без изменения, жалобу Бокиева Р.Т. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток.

Судья                                                                                                                     Е.А.Перминова

12-186/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ГБУЗ МО "Лотошинская ЦРБ"
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Судья
Перминова Е.А.
Статьи

ст.5.59 КоАП РФ

Дело на странице суда
volokolamsk--mo.sudrf.ru
03.05.2023Материалы переданы в производство судье
23.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
05.06.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Вступило в законную силу
12.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее