Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1250/2024 (2-14165/2023;) ~ М-13687/2023 от 27.11.2023

Дело

50RS0-89

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

18 апреля 2024 года Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Лобойко И.Э., при секретаре Крапотиной О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баннагяна В. С. к Администрации городского округа Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области о признании права собственности на самовольную постройку

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области с требованием о признании права собственности на объект недвижимого имущества – парикмахерскую-салон красоты, общей площадью 136,0 кв. м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, г. о. Люберцы, д. <адрес>.

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель истца (по доверенности Максимов Ю.В.) в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске. Указал на то, что постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Представитель ответчика Администрации городского округа Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области (по доверенности Верченко Н.С.) в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований. Указал на отсутствие разрешительной документации, а также на несоответствие фактического использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства установленному виду разрешенного использования земельного участка.

Представитель ответчика - Министерство жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Баннагян В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, г. о. Люберцы, д. <адрес>.

Согласно представленным в материалы дела градостроительному плану земельного участка № , а также выписке из ЕГРН, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), установленной Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области, утвержденными Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ -ПА «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области».

Земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа Люберцы Московской области и градостроительным регламентом территориальная зона Ж-2 включает в себя основные виды разрешенного использования земельных участков.

К основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-2 относится вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код по классификатору 2.1.).

Согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГ № П/0412, для индивидуального жилищного строительства, предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

Также судом установлено расположенный на земельном участке объект капитального строительства, планируется для использования в качестве парикмахерской – салона красоты, т.е. с нарушением установленного вида разрешенного использования земельного участка.

В материалы дела представлена проектная документация, разработанная обществом с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания «Сервис» от 2020 года.

Специалистами ООО Проектно-строительная компания «Сервис» по результатам выполнения работ по разработке проектной документации сделан вывод о том, что функциональное назначение объекта соответствует категории земель и виду разрешенного использования земельного участка, архитектурное решение здания соответствует градостроительным и природно-климатическим условиям района строительства.

Однако, согласно информационной справке представленного проекта, срок действия такого проекта определяется временем, необходимым для согласования проекта: его рассмотрения в органах, выдающих разрешение на проведение указанных работ и установленным сроком для производства работ, но не более одного года с даты выпуска данного проекта. Проектная документация старше одного года с даты ее выпуска, требует повторного рассмотрения и утверждения. При отступлении (отклонении) от проекта при проведении работ, проект считается утратившим силу и прекращает свое действие с момента не согласованных мероприятий.

Согласно представленным в материалы дела ответу администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ и ответу Министерства жилищной политики Московской области от ДД.ММ.ГГ ТГ-8566, Истец впервые обратился в уполномоченные органы за выдачей разрешения на строительство лишь ДД.ММ.ГГ.

По результатам рассмотрения обращения истца за получением разрешения на строительство объекта, по тексту вышеуказанных ответов администрации г. о. Люберцы Московской области, Министерства жилищной политики Московской области, выдача разрешения на строительство после проведения строительных работ не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, у истца изначально отсутствовало право, допускающее строительство на земельном участке данного объекта

В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ -О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.

Пунктом 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлены последствия,                т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с п.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как предусмотрено пп. 1.2 п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

Проектная документация и рабочая документация в материалы дела                       не представлена.

Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

Таким образом, застройщик имеет право осуществлять строительство (реконструкцию) только на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выданного в установленном порядке.

Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию) является гарантией, выдаваемой государственными органами, подтверждающей надежность конструкций строящегося (реконструируемого) объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.

Согласно разъяснениям, изложенных в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ -О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.

В силу действующих императивных процессуальных правил именно истец по требованию о признании права собственности на самовольную постройку должен представить относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства в подтверждение совершения им действий, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию), до начала осуществления строительно-монтажных работ, наличие не зависящих от истца препятствий в получении разрешения на строительство (реконструкцию) либо акта ввода построенного объекта в эксплуатацию, в частности, нарушение органом власти субъективных прав застройщика, соблюдения при проектировании будущего объекта недвижимости и осуществлении строительно-монтажных работ требований градостроительного законодательства, строительных норм и правил, соответствия самовольно возведенного капитального объекта требованиям безопасности и надежности конструкций, санитарным и противопожарным требованиям.

Согласно п. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Определением Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по настоящему делу назначена комплексная судебная землеустроительная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО «Центр судебной экспертизы и правотворчества»

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

Определить, возведено ли нежилое помещение – парикмахерская-салон красоты, заявленной площадью 136 кв. м., по адресу: <адрес>, г. о. Люберцы, д. <адрес>, расположенное на земельном участке с КН соответствии с градостроительными, строительными, иными, применяемыми на обязательной основе, нормами и правилами, создает ли объект и его эксплуатация опасность причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, является ли исследуемый объект объектом капитального строительства?

В случае выявления нарушений обязательных норм и правил, применяемых на обязательной основе, при возведении исследуемого объекта – описать данные нарушения, указать являются ли они устранимыми, привести способы устранения выявленных нарушений;

Описать индивидуальные характеристики исследуемого объекта, определить его месторасположение, в том числе относительно границ земельного участка с кадастровым номером .

По результатам проведенной комплексной землеустроительной строительно-технической экспертизы в материалы дела представлено Заключение экспертов .

Согласно заключению экспертов, объект экспертизы на момент фактического осмотра постройки в рамках проведения судебной экспертизы, находится в стадии строительства, техническая готовность объекта к осуществлению деятельности по назначению отсутствует, документы, подтверждающие получение разрешения на строительство, применяемые на обязательной основе – отсутствуют, однако по всем признакам здание является объектом капитального строительства.

Исследуемый объект и земельный участок с КН полностью расположены в зоне с особыми условиями использования территории – Приаэродромной территории Шестой подзоны.

У здания имеется ленточный ж/б фундамент, стены представляются собой кладку из кирпича на цементно-песчаном растворе, с утеплителем каменная вата, перекрытия железобетонные. Конструкция крыши представляет собой стропильную систему. Выполнены частично штукатурные работы, финишные отделочные работы не выполнены. Внутренние инженерные сети не выполнены. Выполнен монтаж системы противопожарной сигнализации, проверить работоспособность ввиду отсутствия подключения к энергосетям и выполнения финишных отделочных работ не представляется возможным.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Никитась Д.В. пояснил, что в экспертном заключении подробно описаны все параметры здания, объект находится в недостроенном состоянии, именно поэтому сделан вывод о частичной готовности соответствия объекта градостроительным, строительным, иными, применяемыми на обязательной основе, нормам и правилам.

Дополнительно экспертом отмечено, что поскольку здание является объектом не завершенном строительством, нахождение посторонних лиц на таком объекте – запрещено.

Оценив заключение экспертов по результатам проведения комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы , суд пришел к выводу о том, что оно является допустимым доказательством по делу, так как, специалисты, проводившие исследование, являются компетентными специалистами в своей профессиональной области, имеют необходимое профильное образование и стаж работы по специальности, предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307, 308 Уголовного кодекса РФ. В отчете описана методика проведенного исследования, указаны используемые справочно-нормативные и научно-технические документы, сам отчет аргументирован, основан на исследовании представленных материалов.

Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ , предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. В соответствии с пунктом 2 указанных Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с Росавиацией.

Таким образом, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, запрещена. Получение согласования на строительство у собственника аэродрома, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер.

Исходя из статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Согласно частям 1, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из положений названных норм права следует, что разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт без получения разрешения на строительство означают факт самовольной постройки, что влечет определенные правовые последствия для лица, осуществившего такое строительство, реконструкцию или капитальный ремонт.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу требований п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Пунктом 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с частями 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Абзацем 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другие).

Возведение (создание) здания, сооружения с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлены категории земель по их целевому назначению.

Согласно пункту 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статьей 11 Земельного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Пунктом 3 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что использование спорной постройки в качестве салона красоты, то есть для предоставления платных услуг неограниченному кругу лиц, не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка.

В силу статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для этих целей (за исключением случаев, указанных в части 3 данной статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 2 названной статьи).

Согласно пункту 1 статьи 55.26 Градостроительного кодекса, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.

Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.

Из части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство.

Как следует из положений ст. ст. 1, 10 Гражданского кодекса РФ, осуществляя гражданские права и действуя своей волей и в своем интересе, истец должен придерживаться принципа добросовестности.

Из материалов дела усматривается, что, осуществляя самовольное строительство, истец действовал заведомо в обход установленного законом порядка получения разрешений на строительство, так как, зная об отсутствии разрешения на строительство, к такому строительству приступил.

В противном случае это означало бы легализацию самовольного строения в упрощенном порядке, применение которой ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.

Пунктом 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ императивно закреплено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что истец не имел объективной возможности получить указанные разрешения в установленном порядке, а, следовательно, предпринимал меры к их получению.

Соответственно, заявление настоящего иска фактически направлено на упрощение регистрации прав на созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.

Кроме того, истцом в материалы дела не представлено неопровержимых доказательств того что спорный объект капитального строительства возведен на земельном участке отведенном в установленных законом порядке для этих целей.

С учетом изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, при отсутствии доказательств нарушения прав истца, суд приходит к выводу о невозможности признания права собственности на самовольную постройку, в связи с чем, руководствуясь положениями действующего законодательства находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Баннагяна В. С. к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области о признании права собственности на объект недвижимого имущества – парикмахерскую-салон красоты, общей площадью 136,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0060607:4873 по адресу: <адрес>, г. о. Люберцы, д. <адрес> - оставить без удовлетворения, в иске отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья                                 И.Э. Лобойко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.

2-1250/2024 (2-14165/2023;) ~ М-13687/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баннагян Вардан Соси
Ответчики
Министерство жилищной политики Московской области
Администрация МО г.о. Люберцы Московской области
Другие
Максимов Юрий Валентинович
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Лобойко Илона Эдуардовна
Дело на странице суда
luberetzy--mo.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
29.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2023Предварительное судебное заседание
07.03.2024Производство по делу возобновлено
07.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее