Гражданское дело № 2-887/2024
УИД 42RS0037-01-2024-000794-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Королько Е.В.,
при секретаре судебного заседания Адаменко Н.А.,
с участием:
представителя истца – ст. помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Тарасова В.В.,
представителя ответчика и третьего лица Борисова С.В.,
17 мая 2024 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрге Кемеровской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к определению и обустройству мест для складирования снега, вывозимого с территории Юргинского муниципального округа,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к определению и обустройству мест для складирования снега, вывозимого с территории Юргинского муниципального округа, указав следующее.
Юргинской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения требований санитарно- эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега
после очистки территории Юргинского муниципального округа.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 37 Устава администрация Юргинского муниципального округа исполняет полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа. В силу п.п. 27 п. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Юргинский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса, принятого решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 03.03.2020г. № 30-НА (далее - Устав), в полномочия органов местного самоуправления входит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Положением об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа (далее - Управление), утвержденного решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 30.01.2020г. № 71, организация работ по дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах Юргинского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесено к основным функциям Управления (пункт 3.3.). Кроме того, к основным функциям Управления относится и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 3.8).
Вместе с тем, в Юргинском муниципальном округе не организованы оборудованные в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства площадки для складирования собранного снега с дорог и иных территорий. Кроме того, снегоплавильные установки, куда бы также мог вывозиться убранный снег, в Юргинском муниципальном округе отсутствуют. Снег, собранный с дорог местного значения Юргинского муниципального округа, размещается по обочинам дорог, то есть в неустановленных и не приспособленных для этого местах. Опасность несанкционированного складирования кроется в содержании в снеге бытового мусора, песчано-соляных смесей, загрязнения нефтепродуктами и другими экотоксикантами. Сложившаяся ситуация требует от администрации Юргинского муниципального округа принятия мер, направленных на организацию способа сбора отходов от зимней уборки в соответствии с требованиями законодательства.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Пунктами 1 и 10 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования; в том числе в зимний период.
На основании пункта 4.7.7. Правил благоустройства территории Юргинского муниципального округа, утвержденных решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 29.10.2020 № 77-НА, снег подлежат формированию в снежные валы и вывозу на снежные отвалы. Пунктом 4.7.9 указанных Правил предусмотрено, что площадки для складирования снега, наледи, сосулек на внутриквартальных территориях должны подготавливаться до начала зимней уборки. С этих участков должен быть предусмотрен отвод талых вод в сеть ливневой канализации. При отсутствии возможности организации таких площадок снег вывозится на снежные отвалы.
Несоблюдение установленных обязанностей привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с указанными нарушениями Юргинским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений. Поступивший ответ на представление не свидетельствует о том, что приняты какие-либо конкретные меры, направленные на устранение нарушений закона.
Таким образом, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены. Выявленные нарушения закона свидетельствуют о ненадлежащей организации работы должностных лиц администрации муниципального округа по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребление от зимней уборки на здоровье человека и окружающую среду, что может повлечь существенное нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Юргинского муниципального округа на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просят обязать администрацию Юргинского муниципального округа определить и обустроить места складирования снега, вывозимого с территории Юргинского муниципального округа, с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом, в срок до 01 октября 2025 года (л.д. 4-9).
В судебном заседании старший помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Тарасов В.В. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Юргинского муниципального округа, руководитель третьего лица – начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа Борисов С.В., действующий от имени ответчика на основании доверенности от *** (копия на л.д. 152), в судебном заседании против исковых требований возражал, при этом подтвердил, что в Юргинском муниципальном округе площадки для складирования снега не обустроены, снегоплавильных установок нет. Считает, что специальную площадку обустраивать нецелесообразно, поскольку возможно складирование снега в местах отвода дорог согласно ГОСТу 59434-2021 Дороги автомобильные общего значения, а также ГОСТу 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Собранный с населенных пунктов снег, можно размещать по обочинам дорог местного значения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковое заявление прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Согласно п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования Юргинский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса (далее – Устав) администрация Юргинского муниципального округа исполняет полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа.
В силу п.п. 27 п. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения Юргинского муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (ред. от 18.01.2024г.) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).
Согласно п. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России № 607-ст от 28.12.2001г., являются несанкционированными свалками отходов.
Главой II СанПиН 2.1.3684-21 установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
В судебном заседании установлено, что Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега после очистки территории Юргинского муниципального округа.
Из ответа администрации Юргинского муниципального округа от 27 февраля 2024 года, адресованного Юргинской межрайонной прокуратуре в ответ на представление, следует, что на территории Юргинского муниципального округа отсутствуют оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН площадки для складирования снежных масс, образованных при производстве работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Специалистами Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа в 2022 году составлена смета на выполнение работ по оборудованию мест для складирования снежных масс в соответствии с правилами, которые установлены СанПиНом. Сметной документацией определена стоимость одной площадки в размере 3,3 млн. руб. На территории округа необходимо обустроить 9 площадок. При внесении изменений в муниципальную программу «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов включены мероприятия по оборудованию мест для складирования снежных масс в размере 29,7 млн. руб. (л.д. 14, 34).
В соответствии с пунктом 4.7.7. Правил благоустройства территории Юргинского муниципального округа, утвержденных решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 29.10.2020г. № 77-НА (далее - Правила), снег подлежит формированию в снежные валы и вывозу на снежные отвалы.
Пунктом 4.7.9 указанных Правил предусмотрено, что площадки для складирования снега, наледи, сосулек на внутриквартальных территориях должны подготавливаться до начала зимней уборки. С этих участков должен быть предусмотрен отвод талых вод в сеть ливневой канализации. При отсутствии возможности организации таких площадок снег вывозится на снежные отвалы (л.д. 57-81).
Представитель ответчика подтвердил отсутствие в Юргинском муниципальном округе специально обустроенных площадок для складирования собранного снега, а также снегоплавильных установок.
Доводы представителя ответчика о возможности складирования снега на обочинах дорог при их очистке, ссылаясь на требования ГОСТ 59434-2021 Дороги автомобильные общего значения, а также ГОСТ 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы, суд находит несостоятельными.
Указанные ГОСТы не регулируют обращение с отходами.
ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля - настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Указанный ГОСТ предусматривает, в том числе требования к эксплуатационному состоянию дорог автомобильных и улиц в зимний период, в том числе сроки их снегоочистки, которые не предполагают складирование собранного снега для хранения.
ГОСТ Р 59434-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля - настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - дороги) и устанавливает требования к уровню зимнего содержания (далее - уровень содержания) их элементов, критериям его оценки и методам контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог в соответствие его требованиям.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 13.4 которого предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд принимает во внимание необходимость внесения изменений в муниципальную программу «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа» по выполнению работ по оборудованию мест для складирования снега, вывозимого с территории Юргинского муниципального округа, на что указывает ответчик, и полагает возможным согласиться с доводами истца, и установить срок для исполнения решения суда – до 01 октября 2025 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Юргинского муниципального округа - удовлетворить.
Обязать администрацию Юргинского муниципального округа (ИНН 4245001834, ОГРН 1024202007213) обустроить места для складирования снега, собранного с территории Юргинского муниципального округа, с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом.
Установить администрации Юргинского муниципального округа срок для выполнения вышеуказанных действий (исполнения решения суда) – не позднее 01 октября 2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько
Решение принято в окончательной форме 24 мая 2024 года
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько