Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1287/2024 (2-11916/2023;) ~ М-11334/2023 от 20.11.2023

УИД 11RS0001-01-2023-015836-02 Дело № 2-1287/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О. А.

при помощнике судьи Ухановой М.С., секретаре Мусс Д.А.,

с участием:

помощников прокурора Коданевой И.В., Горальник С.А.,

представителей третьего лица Останиной А.В., Лобановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

12 февраля 2024 г. гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней ФИО10 в лице законного представителя Богдановой Ксении Николаевны к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней ... М.С. в лице законного представителя Богдановой К.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в сумме 10373 рублей, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Богдановой К.Н. о ненадлежащем обеспечении лекарственным препаратом ее дочери ... М.С. По результатам проверки установлено, что ... М.С. имеет право на льготное лекарственное обеспечение. 03.10.2023 ... М.С. был выписан рецепт на лечебное питание «...», который был поставлен в аптеке на отсроченное обслуживание. В связи с отсутствием препарата Богданова К.Н. приобретала его самостоятельно на общую сумму 10373 рублей. Бездействие министерства в обеспечении ... М.С. лекарственными препаратами создали угрозу ее жизни и здоровью, а также причинили моральный вред.

В судебном заседании, начавшемся 07.02.2024 и продолжившемся 12.02.2024, помощники прокурора требования поддержали.

Представители третьего лица оставили разрешение спора на усмотрение суда.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Из ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Так, в разделе Перечня «Группы населения» названы инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.

В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

Из материалов дела следует, что ... М.С. наблюдается в ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника», является ребенком-инвалидом.

03.10.2023 ... М.С. выписан рецепт на получение лечебного питания «...» 200 мл в количестве 180 упаковок.

При обращении Богдановой К.Н. в аптеку лечебного питания не оказалось, в связи с чем рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.

Согласно материалам дела, рецепт от 03.10.2023 по федеральной льготе был переоформлен 28.11.2023 на рецепт по региональной льготе. 08.12.2023 данный рецепт был переоформлен, взамен оформлены рецепты: от 03.10.2023 по региональной льготе на получение лечебного питания 200 мл в количестве 147 упаковок и от 03.10.2023 по региональной льготе на получение лечебного питания 200 мл в количестве 33 упаковок.

Лечебным питанием в количестве 147 упаковок ... М.С. была обеспечена 12.12.2023.

Рецепт на лечебное питание в количестве 33 упаковок был снят с обслуживания в связи с истечением срока действия рецепта.

Так как с 03.10.2023 ... М.С. не была обеспечена лечебным питанием, то Богданова К.Н. самостоятельно приобрела лечебное питание: 31.10.2023 на сумму 1248 рублей; 01.11.2023 на сумму 1920 рублей; 03.11.2023 на сумму 3840 рублей; 17.11.2023 на сумму 3365 рублей.

До выдачи рецепта от 03.10.2023 ... М.С. была обеспечена лечебным питанием по рецепту от 23.06.2023 на период с 23.06.2023 по 20.09.2023. Данным лечебным питанием ... М.С. нуждается ежедневно в объеме 200 мл 2 раза в сутки.

Так как на 03.10.2023 и до 12.12.2023 в сети аптек не было лечебного питания «...» в объеме 200 мл, то Богданова К.Н. была вынужденно покупать данное питание самостоятельно.

Таким образом, не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимых лекарственных средств, повлекло нарушение прав и законных интересов ... М.С. Каких-либо объективных доказательств того, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение указанными лекарственными препаратами, суду не представлено.

Среди способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Принимая во внимание, что лечебное питание «...» является для ... М.С. жизненно важным, она не была обеспечена им, что свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь, Богданова К.Н. приобрела питание за счет собственных средств, то денежные средства в размере 10373 рублей подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми.

Доводы стороны ответчика о том, что ответственность должна быть возложена на ГУП РК «ГАРК» согласно государственным контрактам, судом не принимаются.

В соответствии с п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми для реализации задач, указанных в разделе II Положения, министерство исполняет государственные функции, в т.ч.:

исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.п. 3);

исполняет функции организатора безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также по организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания (п.п. 19);

исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения (п.п. 31)

Согласно п. 11 Положения, в целях исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг министерство имеет право заключать соглашения, договоры (государственные контракты) в целях обеспечения деятельности министерства, медицинских организаций, подведомственных министерству.

Согласно представленным в материалы дела государственным контрактам, заключенным между Министерством здравоохранения Республики Коми и ГУП РК «ГАРК», ГУП РК «ГАРК» обязался оказывать услуги по обеспечению населения Республики Коми лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно.

Как указывает ГУП РК «ГАРК» лечебное питание «...» закончилось в аптечной сети 26.09.2023. 27.09.2023 и 16.10.2023 закупки на лечебное питание не состоялись. 17.11.2023 был заключен договор на закупку лечебного питания «...» объемом 1000 мл, которые были поставлены 24.11.2023 и 14.12.2023. Однако данное лечебное питание не могло быть отпущено ... М.С., т.к. она нуждалась в лечебном питании объемом 200 мл. Кроме этого предприятие произвело закуп лечебного питания путем заключения прямых договоров с поставщиками, которые были поставлены 01.12.2023 и 05.12.2023. В связи с чем, ... М.С. 12.12.2023 была обеспечена лечебным питанием. Ранее прямые договора предприятие не могло заключить, т.к. Министерством здравоохранения Республики Коми не была возмещена стоимость отпущенных лекарственных препаратов по госконтрактам.

В данном случае, суд не усматривает виновных действий ГУП РК «ГАРК».

Неисполнение государственного контракта ГУП РК «ГАРК» не освобождает от ответственности Министерство здравоохранения Республики Коми за неисполнение обязательств, которые на него возложены. ГУП РУ «ГАРК» должно нести ответственность в рамках государственного контракта.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу и др.

Согласно п. 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха и другие негативные эмоции).

Согласно п. 26 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий (п. 27).

Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет (п. 28).

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных ... М.С. нравственных и физических страданий, связанных с нарушением прав на получение бесплатной медицинской помощи, принимая во внимание длительность нарушения ее прав, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, считая ее разумной и справедливой.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней ФИО11, Богдановой Ксении Николаевны (паспорт ...) удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу ФИО12 в лице законного представителя Богдановой Ксении Николаевны денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 10373 (десять тысяч триста семьдесят три) рубля, компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение составлено 13.02.2024

2-1287/2024 (2-11916/2023;) ~ М-11334/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара
Информация скрыта
Ответчики
Министерство здравоохранения РК
Другие
Богданова Ксения Николаевна
ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника"
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Машкалева Ольга Александровна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее