<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре Васильевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мамадышского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мамадышского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее – МБОУ «Красногорская СОШ»), исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектом образования – МБОУ «Красногорская СОШ», в ходе которой установлено, что объект образования отнесен к третьей категории опасности. Установлено, что объект не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, а именно отсутствует ограждение территории школы, в связи с чем невозможен контроль пребывания на объекте (территории) посторонних лиц. Пребывание в образовательном учреждении несовершеннолетних и иных лиц является небезопасным. На основании изложенного истец просит обязать МБОУ «Красногорская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект ограждением территории.
Представитель истца – помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал и суду показал, что отсутствие такого ограждения существенно затрудняет контроль администрации школы за перемещением лиц по территории образовательного учреждения, позволяет посторонним лицам путем свободного доступа проникать на территорию школы и, как следствие, ставит под угрозу здоровье и безопасность детей и подростков из числа обучающихся, а также педагогического и технического персонала школы.
Представитель ответчика – МБОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал частично, не признал иск в части срока исполнения требования, просил установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель третьего лица – МКУ «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании с иском согласилась.
Выслушав в судебном заседании стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
ципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации (пункт 8 части 1 статьи 41).
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пункт 2.2.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, возлагает на хозяйствующий субъект обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений, что в силу положений Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, также является необходимой мерой по предупреждению терроризма.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Красногорская СОШ» является некоммерческой организацией, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана; организационно – правовая форма учреждения: муниципальное учреждение, тип – бюджетное. Тип образовательной организации – общеобразовательная организация. Учредителем, осуществляющим финансирование, является муниципальное образование «Мамадышский муниципальный район» в лице Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Собственником имущества является муниципальное образование «Мамадышский муниципальный район» в лице Палаты имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан». Координацию деятельности Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
МБОУ «Красногорская СОШ» расположена по адресу: <адрес>.
По результатам категорирования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «Красногорская СОШ» присвоена третья категория опасности, о чем составлен акт обследования и категорирования объекта (территории) (л.д. 10-21).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка в МБОУ «Красногорская СОШ», в ходе которой выявлено, что в нарушение требований законодательства, приведенного в иске, по периметру территории Красногорской СОШ отсутствует надлежащим образом оборудованное ограждение (забор).
Указанное обстоятельство с достоверностью подтверждено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и не оспорено ответчиками.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что обеспечение безопасных условий обучения путем установления ограждения территории образовательного учреждения является обязательным, направленно на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие ограждения территории школы создает угрозу причинения вреда здоровью и угрозу жизни несовершеннолетних обучающихся, а также нарушает требования законодательства к антитеррористической защищенности Красногорской СОШ в части несанкционированного проникновения на территорию школы неограниченного круга лиц, и на момент рассмотрения дела по существу, выявленные нарушения не устранены, обратного со стороны ответчиков в рамках требований положений статьи 56 ГПК РФ, суду не предоставлено. В связи с этим суд считает необходимым возложить на ответчика МБОУ «Красногоркая СОШ» обязанность оборудовать по периметру территории школы ограждение. С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, учитывая, что на выделение финансирования проведения работ по установке ограждения территории указанного образовательного учреждения необходимо пройти определенные законом процедуры согласования выделения бюджетных средств, для чего необходимо время, учитывая заявленный прокурором срок для исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать по периметру территории школы ограждение.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>