Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 года <адрес>
Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 Азы ФИО1 к МУ «Администрация с.<адрес>» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия и МУ «Администрация Назрановского муниципального района» Республики Ингушетия о предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать МУ «Администрация с.<адрес>» Назрановского муниципального района предоставить ей земельный участок в с.<адрес> под индивидуальное жилищное строительство.
В обоснование иска указала, что с 2009 года она состоит в списке выделения гражданам земельного участка под ИЖС и что она не реализовала право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность. Считает, что ее заявление игнорируется администрацией с.<адрес>, она имеет право на получение земельного участка под ИЖС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании истец ФИО7 заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Пояснила, что она с 2009 года состоит в списках выделения гражданам земельного участка под ИЖС. Она неоднократно обращалась в администрацию с.<адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка. Однако до настоящего времени вопрос о выдаче ей земельного участка не решен.
Представители МУ «Администрация с.<адрес>» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия ФИО3 и ФИО4-А. просили отказать в удовлетворении требований истца по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснили, что по мере расширения приусадебного фонда, вопрос выделения ФИО7 земельного участка под ИЖС будет решен в установленном порядке.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия ФИО5 просил отказать в удовлетворении требований истца.
МУ «Администрация Назрановского муниципального района» Республики Ингушетия и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, в судебное заседание своего представителя не направили.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан (части собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков органами местного самоуправления осуществляется в настоящее время в соответствии с положениями ст. ст. 30-39 ЗК РФ.
В соответствии со ст.ст. 60, 62 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО7 неоднократно обращалась в администрацию с.<адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация с.<адрес> сообщила ФИО7, что ее заявление о предоставлении земельного участка зарегистрировано в журнале регистрации заявлений жителей с.<адрес> на выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство за №. Также указано, что по мере расширения приусадебного фонда, вопрос выделения ей земельного участка под ИЖС будет решен в установленном порядке.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация с.<адрес> сообщила ФИО7, что выделение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство будет произведено по мере расширения земельного массива в установленном порядке, указав, что предоставление земельного участка на заявленном этапе невозможно.
Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 9 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, т.е. муниципальные образования обязаны проводить регистрацию любых заявлений, обращений, которые поступают в муниципальные образования.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;
земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с его целевым назначением и установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании, определенном законом субъекта Российской Федерации, и по профессии, специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких. граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
земельного участка в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";)
земельного участка управляющей компании, указанной в Федеральном законе "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>", для целей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В рамках своих полномочий, органы исполнительной власти Республики Ингушетия, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Таким образом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что какие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у каких граждан имеются основания для постановки их на данный учет.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» в <адрес> земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно однократно следующим категориям граждан, постоянно проживающим на ее территории:
участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции;
гражданам, эвакуированным из зон бедствий и катастроф;
гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, в случае отсутствия у них другого земельного участка, выделенного для жилищного строительства;
военнослужащим в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
5.1) гражданам, призванным Военным комиссариатом Республики Ингушетия на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" и включенным в списки воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации;
Согласно ч. 1 и 2 ст. 39.19 "Земельный кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ:
1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеприведенные требования закона и установленные судом обстоятельства, а именно право предоставления земельного участка, о правах на который заявлено истцом, не отвечают требованиям законности, которым не предусмотрено выделение земельных участков всем гражданам в независимости от их категории. Доводы истца не подтверждают нарушений со стороны администрации с.<адрес>.
Таким образом, применив нормы земельного законодательства, суд пришел к выводу об отсутствии у администрации с.<адрес> правовых оснований для предоставления истцу земельного участка из земель, расположенных в границах территории с.<адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств материально-правовых оснований для предоставления земельного участка, суд находит требования истца ФИО7 не подлежащими удовлетворению, как не соответствующие требованиям законодательства и не обоснованные материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
обследования жилищно-бытовых условий летних администрации Малгобекского муниципального ения и Абдул- Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО7 Азы ФИО1 к МУ «Администрация с.<адрес>» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия и МУ «Администрация Назрановского муниципального района» Республики Ингушетия о предоставлении земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в срок месяц.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья: А.Б. Ярыжев