Дело № 11-16/2024 (11-477/2023)
59MS0027-01-2023-003710-23
Мировой судья Рудова К.В.
Дело 2-2236/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2024 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Русаковой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на решение мирового судьи судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 01.09.2023,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Зимову А.И. о взыскании излишне выплаченных компенсационных выплат, указывая, что на основании решения УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми от 11.10.2018 по заявлению Зимова А.И. об осуществлении ухода за нетрудоспособным лицом от 28.09.2018 и других документов, а также заявления о согласии на осуществление ухода Пешковой Надежды Ивановны (получателя пенсии), назначена компенсационная выплата. Об условиях установления и выплаты компенсационной выплаты и обязанности извещать об обстоятельствах, влекущих ее прекращение, Зимов А.И. и Пешкова Н.И. были предупреждены 28.09.2018 как в устной, так и в письменной форме (через заявление) при обращении в территориальный орган ПФР с документами. Выплата компенсации по уходу производилась вместе с пенсией нетрудоспособного (пенсионера). В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, отделением проверены сведения о трудовой деятельности Зимова А.И. и Пешковой Н.И., предоставляемые из информационных ресурсов ПФР, в результате чего было установлено, что Зимов А.И. осуществлял оплачиваемую трудовую деятельность в ПАО «Уралкалий» с 14.07.2021 по 29.08.2021 и не имел права на получение компенсационной выплаты, как лицо осуществляющее уход. При этом, обязанность по уведомлению управления об обстоятельствах, препятствующих выплате компенсации Зимов А.И. не исполнил. 01.04.2022 Пешкова Н.И. умерла, в связи с чем решением от 07.04.2022 компенсационная выплата Зимову А.И. была прекращена. Размер переплаты компенсационной выплаты за период с 01.08.2021 по 29.08.2021 составил 1 290 рублей. Ответчику было предложено перечислить излишне полученную компенсационную выплату, однако до настоящего времени денежные средства не поступили.
Истец просит взыскать с ответчика Зимова А.И. денежные средства в размере 1 290 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 16.02.2023 отказано в удовлетворении исковых требований отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Истец в апелляционной жалобе просит отменить указанное решение и принять новое, указывая, что ответчик не исполнил предусмотренную законом обязанность в течение 5 дней известить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, что повлекло за собой перерасход средств, в связи с чем виновное лицо Зимов А.И. в порядке ст.1064 ГК РФ обязан возместить причиненный ущерб. Суд не применил п.п.3, 10, 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 №278, ст.28 Закона №400-ФЗ, а также ст.1064 ГК РФ, в соответствии с которыми истец просил взыскать с ответчика незаконно полученную компенсационную выплату. Кроме того, разъяснение норм закона не является обязанностью территориальных органов ПФР, нормы опубликованных законов обязательны к соблюдению. Вместе с тем, Зимов А.И. об условиях выплаты и обязанности извещать об обстоятельствах, влекущих ее прекращение, был предупрежден письменно и устно. Оплачиваемая работа может быть реализована в различных формах. Сведения, предоставленные ПАО «Уралкалий» о трудовой деятельности Зимова А.И., свидетельствуют о факте выполнения им оплачиваемой работы в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а не о получении «разового дохода», что подтверждается выпиской из электронной трудовой книжки. Ответчик действовал недобросовестно, злоупотребил правом, пренебрег исполнением возложенных на него законом обязанностей.
Истец ОСФР по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Ответчик Зимов А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, судебное извещение возвращено в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, суд приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом первой инстанции при разрешении спора неправомерно применены положения статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку в данном случае следует руководствоваться положениями статьи 1064 ГК РФ, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании положений статьи 1064 ГК РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Из изложенного следует, что нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности при разрешении спора, возникшего из пенсионных отношений.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из положений статьи 1109 ГК РФ следует, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет установлены ежемесячные компенсационные выплаты.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343.
В силу пункта 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.06.2007 N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет». Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил). Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил). Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.
При этом, названные документы (справку органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице) согласно пункту 6 (1) Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, запрашивает у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и не вправе требовать их от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.
Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (абзац первый пункта 7 Правил).
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (пункт 8 Правил). В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим. В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 9 Правил).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 10 Правил).
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.
Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.
Судом установлено, что 28.09.2018 Зимов А.И. обратился в УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, в связи с осуществлением ухода за Пешковой Н.И., престарелым, достигшим возраста 80 лет, предоставив необходимые документы (л.д.5-7, 8-9).
28.09.2021 Пешкова Н.И. обратилась в УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о согласии на осуществление за ней ухода Зимовым А.И. (л.д.10).
Решением УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Зимову А.И. назначена ежемесячная компенсационная выплата к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину (Пешковой Н.И.) в размере 1 380 рублей с 01.09.2018 на период осуществления ухода (л.д.12).
При приеме заявлений ответчику даны разъяснения об обязанности извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обязательствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, что подтверждается расшифровкой подписи в пункте 4 заявления.
Также в материалы дела представлены сведения о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, согласно которым Зимов А.И. осуществлял трудовую деятельность с 14.07.2021 по 29.08.2021 в ООО «Уралкалий» (л.д.13-14).
Решением ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Зимов А.И. в период осуществления ухода за нетрудоспособным пенсионером осуществлял трудовую деятельность, о чем в Управление Пенсионного фонда своевременно не сообщил (л.д.15).
Согласно расчету излишне выплаченных пенсионеру сумм КЛОУ от 05.10.2021, переплата пенсии Пешковой Н.И. за период с 01.08.2021 по 29.08.2021 составила 1 290,97 рублей (л.д.16).
06.10.2021 отделением ПФР по Пермскому краю составлен протокол № о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм компенсационной выплаты за уход, где зафиксирован факт излишне выплаченных ежемесячных компенсационных выплат Пешковой Н.И. за период с 01.08.2021 по 29.08.2021 переплата в пользу Пешковой Н.И. в размере 1 290,97 рублей (л.д.17).
ОПФР по Пермскому краю в адрес Зимова А.И. и Пешковой Н.И. направлено уведомление о возмещении переплаты от 06.10.2021 (л.д.18).
Согласно свидетельству о смерти, Пешкова Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Решением ОПФР по Пермскому краю от 07.04.2022 № с ДД.ММ.ГГГГ прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Зимову А.И., производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособной лицу Пешковой Н.И., в связи со смертью последней (л.д.20).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств наличия недобросовестности в действиях Зимова А.И. при получении ежемесячной выплаты, что исключает ее возврат в судебном порядке в качестве неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 7 ответа на вопрос N 1 в разделе VII Обзора судебной практики N 1 (2014), утвержденного Президиумом 24 декабря 2014 года, разъяснено, что взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Согласно представленной ОПФР по Пермскому краю истории выплаты за август 2021 года Пешковой Н.И., компенсационная выплата производилась последней, она получала выплату вместе с пенсией, доставка пенсии производилась пенсионеру на дом АО «Ветеран» по ведомости (л.д.14).
Таким образом, доказательств получения выплаты ответчиком и доказательств в его действиях недобросовестности суду не представлено, в связи с чем, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ОПФР по Пермскому краю о взыскании с Зимова А.И. излишне выплаченной компенсационной суммы. То обстоятельство, что Зимов А.И. спорную компенсационную выплату не получал, само по себе о недобросовестности его действий не свидетельствует, поскольку взаимоотношения, касающиеся расчета за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, находятся за рамками настоящего спора.
Таким образом, доводы подателя жалобы о недобросовестности действий ответчика не нашли своего подтверждения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены мировым судьей правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов мирового судьи, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к изменению состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь стаями 328, 329,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми Пермского края от 01.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья. Подпись:
Копия верна: судья Е.С. Русакова