Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2378/2023 ~ М-1781/2023 от 24.10.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                               06 декабря 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием прокурора Колчиной Е.Е.,

представителя административного истца Кияйкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2378/2023 по административному исковому заявлению Проценко Никиты Владимировича об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта,

у с т а н о в и л:

приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год» (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 158 (30741) 23.10.2019.

В Перечень на 2020 год под пунктом 24916 включен объект с кадастровым номером , под пунктом 24922 включен объект с кадастровым номером .

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 декабря 2020 года № 2014 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год» (далее по тексту – Перечень на 2021 год) размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 171 (30955) 21.10.2020.

В Перечень на 2021 год под пунктом 23088 включен объект с кадастровым номером , под пунктом 23014 включен объект с кадастровым номером .

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» (далее по тексту – Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

В Приложение № 2 Перечня на 2022 год под пунктом 720 включен объект с кадастровым номером , под пунктом 726 включен объект с кадастровым номером .

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

В Приложение № 2 Перечня на 2023 год под пунктом 709 включен объект с кадастровым номером , под пунктом 715 включен объект с кадастровым номером .

Проценко Н.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами и . Сведения в ЕГРН, в технической документации помещений, их фактическое использование собственником в личных целях не подпадают под критерии, установленные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-делового, офисного, торгового и бытового назначения. Включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске, дополнив, что включение объектов в Перечни влечет увеличение налогообложения, чем нарушаются права административного истца. Помещения находятся в здании, которое не включено в Перечни. В помещениях истцом осуществлена реконструкция, которая не зарегистрирована. Рассматриваемые помещения используются собственником в личных целях: живет, работает.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. При этом, считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку по сведениям, полученным из ЕГРН, в оспариваемые Перечни были включены нежилые помещения с кадастровыми номерами и , расположенные в нежилом 3-х этажном здании с кадастровым номером 63:01:0607009:269 на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использование «административное здание», что предполагает использование в целях делового, административного или коммерческого назначения. Министерство правомерно включило находящиеся в здании нежилые помещения в оспариваемые Перечни на основании пп. 1 п. 1, п. 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Согласно сведениям независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенным на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в вышеуказанном нежилом административном здании находятся 6 организаций, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания и офисы, что подтверждает обоснованность включение нежилых помещений в оспариваемые Перечни. Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений и министерством в период с 2019-2023 годы не проводились, решения об исключении указанных объектов недвижимости из Перечней, в том числе на 2020-2023 годы, не принимались.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).

Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:

сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);

документы технического учета (инвентаризации);

акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201, от 19.10.2020 № 2014, от 22.10.2021 № 2233, от 08.11.2022 № 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2020-2023 годы.

Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

Пунктом 24916 в Перечень на 2020 год, пунктом 23088 в Перечень на 2021 год, пунктом 720 в Приложение № 2 Перечня на 2022 год, пунктом 709 в Приложение № 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимого имущества – помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:581 по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Ленина, д.13б.

Пунктом 24922 в Перечень на 2020 год, пунктом 23014 в Перечень на 2021 год, пунктом 726 в Приложение № 2 Перечня на 2022 год, пунктом 715 в Приложение № 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимого имущества – помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:757 по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Ленина, д.13б.

Согласно выпискам из ЕГРН принадлежащее на праве собственности Проценко Н.В. объекты недвижимости:

– помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:581, по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Ленина, д.13б, площадью 33 кв.м, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, этаж № 2,

– помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:757, по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Ленина, д.13б, площадью 30,5 кв.м, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, этаж № 3,

расположены в пределах объекта с кадастровым номером 63:01:06070009:269 – здание, площадью 1947,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание нежилое, находящего в границах объекта с кадастровым номером 63:01:0607009:211 – земельный участок, категорией земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – гараж.

Кроме того, по сведениям ЕГРН в здании с кадастровым номером 63:01:06070009:269 находится 22 объекта с наименованиями: нежилое помещение (11), помещение гаража (1), гаражный бокс (3), гараж (6), станция насосная подкачки (1).

    Таким образом, по сведениям ЕГРН наименования рассматриваемых помещений и здания, в котором они находятся, их назначение, вид разрешенного использования земельного участка под объектами не свидетельствуют о размещении административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также помещений офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Судом не принимаются во внимание позицию административного ответчика о размещении здания с рассматриваемыми помещениями в границах земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «административное здание», поскольку письменными доказательствами не подтверждено. Судом установлено об отсутствии каких-либо зданий, в том числе с кадастровым номером 63:01:06070009:269 и рассматриваемых помещений, в границах земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «административное здание».

По запросу суда из ППК Роскадастр в порядке электронного взаимодействия поступил технический паспорт на здание «гараж» по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Ленина, д.13б, составленный МП Бюро Технической Инвентаризации г. Самары. На дату обследования 25.01.2006 по экспликации к плану строения в состав вошли помещения с назначением:

1 этаж – гараж (11), тир (2), площадь по этажу 432, 5 кв.м,

2 этаж - коридор (5), кабинет (4), сан.узел (1), гараж (12), теплоузел (1), помещение (3), бассейн (1), площадь по этажу 415, 3 кв.м,

3 этаж – кабинет (12), сан.узел (6), помещение (3), склад (2), коридор (6), мастерская (1), гараж (1), площадь по этажу 412, 4 кв.м,

4 этаж – коридор (1), кабинет (19), санузел (9), комната (1), лестн.клетка (1), площадь по этажу 434, 2 кв.м.

Из указанного технического паспорта с учетом схемы поэтажных планов следует, что рассматриваемые объекты административного истца на дату обследования 25.01.2006 состояли из:

- помещение, площадью 33 кв.м, на 2 этаже из частей/помещений назначением: № 20 - помещение, № 21, № 22 - коридор (2), № 23 - бассейн (площадью 2,4 кв.м),

- помещение, площадью 30,5 кв.м на 3 этаже из частей/помещений назначением: № 24 - кабинет, № 35- кабинет, № 36 – санузел, № 37- коридор.

Аналогичная информация содержится в технических паспортах на помещения, представленные в материалы дела административным истцом.

Помещения с наименованием «кабинет» не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов, так как термин «кабинет» и «офис» не тождественны.

    Назначение помещения «бассейн» не свидетельствует о предназначении его для размещения объекта бытового обслуживания, поскольку такой вид экономической деятельности как деятельность бассейнов в ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) не поименована.

Таким образом, по сведениям технического учета, в рассматриваемых помещениях административного истца отсутствуют части помещения с назначением использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Анализируя техническую документацию на здание, в котором находятся помещения административного истца, суд приходит к следующему выводу.

    Помещения в здании с назначением «тир» не свидетельствуют о предназначении в целях бытового обслуживания, поскольку «деятельность тиров» с кодом 93.29 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р к бытовым услугам не отнесена.

    Назначение помещения «мастерская» не свидетельствует о предназначении его для размещения объекта бытового обслуживания, поскольку такой вид экономической деятельности как деятельность мастерских в ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) не поименована.

    Согласно «ГОСТ 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей. Следовательно, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными или творческими, что не позволяет однозначно отнести помещение с назначением «мастерская» к объектам бытового обслуживания.

    По документам технического учета в здании имеются помещения с назначением «склад».

    Согласно Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), действовавшего до 01.10.2023, и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2023 «Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст), действующего с 01.10.2023, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

    Как следует из технической документации, в состав здания не входят помещения, предназначенные для размещения торговых объектов, следовательно, помещения с наименованием «склад» не свидетельствуют об их использовании для осуществления торговли.

    При таких обстоятельствах, согласно документам технического учета характеристики частей здания, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения административно-деловых и торговых центров (комплексов), и помещения в них с целью размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Из фотоматериалов, содержащихся в составе отчета ООО «Центр оценки и права «Визит» об оценке рассматриваемых объектов, представленных административным истцом, следует, что на 31.10.2023 здание по адресу: Самара, пр. Ленина, 13б, состоит из 3-х наземных этажей без вывесок о размещении коммерческих организаций, в том числе бытового обслуживания. Помещения административного истца имеют самостоятельный вход, в комнатах размещена бытовая мебель и техника, офисная мебель и техника. Информационных стендов о нахождении каких-либо организаций на фотографиях не отображено.

    Мероприятия по определению вида фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:01:0248047:581 и 63:01:0248047:757 на дату утверждения Перечней на 2020-2023 годы ни административным ответчиком, ни иным уполномоченным органом не проводились, что следует из письменных возражений.

    Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Перечней на 2020-2023 годы отсутствовали предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утверж. Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402) документы об использовании рассматриваемого здания и помещений в них в целях пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

Представленные и собранные судом доказательства не подтверждают позицию административного ответчика, изложенную в письменных возражениях на административный иск, в том числе о предназначении рассматриваемого помещения для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, предусмотренные пп. 1 п. 1, п. 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

    Судом не принимаются во внимание доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что объект недвижимости, являющееся нежилым зданием, предполагает использование в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя из вида использования земельного участка, поскольку письменными доказательствами не подтверждены и опровергаются собранными и вышеперечисленными по делу документами. Ссылку административного ответчика на информацию из Интернет-источника о размещении объектов бытового назначения суд находит несостоятельной, поскольку Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утверж. Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402) не предусмотрено использовать иные сведения и документы, кроме информации ЕГРН, технической документации и актов осмотра фактического использования объекта.

Исходя из материалов дела, представленных и полученных по запросам совокупности доказательств, суд приходит к выводу, что назначение и технические характеристики помещений административного истца и здания, а также вид разрешенного использования земельного участка под зданием, не предполагают предназначение объектов для использования в целях делового, административного назначения либо в целях размещения объектов бытового обслуживания, торговли. В связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости. Однако, мероприятий по определению фактического использования рассматриваемых помещений на периоды, предшествующие формированию и утверждению Перечней на 2020-2023 года, административным ответчиком не проводилось.

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые помещения и здание, в котором они находятся, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020-2023 годы.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения рассматриваемых объектов недвижимости в оспариваемые Перечни административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, критериям, указанным в статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали основания включения объектов недвижимости в оспариваемые Перечни.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечней на 2020-2023 годы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физического лица, определяемой как кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Исходя из размещения оспариваемых нормативных правовых актов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» сообщение о настоящем судебном акте подлежит размещению министерством имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заявлению Проценко Никиты Владимировича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год» в части включения в него под пунктом 24916 помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:581, под пунктом 24922 помещение с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год» в части включения в него под пунктом 23088 помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:581, под пунктом 23014 помещение с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, в части включения в Приложение № 2 под пунктом 720 помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:581, под пунктом 726 помещение с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» в части включения в Приложение № 2 под пунктом 709 помещение с кадастровым номером 63:01:0248047:581, под пунктом 715 помещение с кадастровым номером .

Сообщение о настоящем решении подлежит размещению министерством имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20.12.2023.

Судья:                             И.А. Щетинкина

3а-2378/2023 ~ М-1781/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Проценко А.А.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Кияйкин Александр Викторович
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация административного искового заявления
25.10.2023Передача материалов судье
25.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Подготовка дела (собеседование)
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.01.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
08.01.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
27.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.02.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее