Дело № 2-349/2023 (2-5133/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Биче-оол С.Х., при секретаре Байыр Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
установил:
истец обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что относится к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО9 лишения родительских прав, что подтверждается решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве о рождении 1-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ в графе отец имеется запись ФИО10. Постановлением администрации Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним ФИО11» попечителем назначена ФИО12. С 2021 года состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на пгт Каа-Хем Кызылского кожууна по состоянию на 2022 год, номер очереди № Просит обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в течение одного месяца предоставить на условиях договора специализированного найма жилого помещения на территории муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Республики Тыва.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация муниципального образования «Кызылский кожууна».
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представители ответчиков, третьего лица – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва, Администрации муниципального образования «Кызылский кожууна» не явились, извещены надлежащим образом.
В связи с чем суд рассматривает без участия сторон в силу ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ).
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом главы Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».
Указом Главы Республики Тыва от 08.04.2022 г. № 108 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, переданы Министерству образования Республики Тыва полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Из свидетельства о рождении I-ЛЖ № следует, что ФИО13 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, отцом указан ФИО14, матерью указана ФИО3, о чем Органом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в <адрес> составлена актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением председателя администрации Бай-Тайгинского кожууна ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 К-С.М. назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1
Решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № № видно, что у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют в ЕГРН сведения о правах на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Из выписки из распоряжения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Каа-Хемского кожууна, в связи с переменой жительства.
Как следует из регистрационно-контрольной карточки №, ФИО1 поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как сирота, оставшийся без попечения родителей, лиц из их числа, в 2022 году под №.
Как следует из письма Министерства труда и социальной политике Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №.47/6243 ФИО1 поставлен на учет как сирота, оставшийся без попечения родителей, который подлежит обеспечению жилым помещением на территории пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна с ДД.ММ.ГГГГ под номером №.
Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, состоит на соответствующем учете, поэтому он имеет право на предоставление ему жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом, право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, поскольку Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, также учитывая то, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение на условиях договора специализированного найма территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Следовательно, исковые требования к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО15 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить ФИО16 (паспорт №) жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.
В удовлетворении исковых требований истца к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение принято 24 января 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья С.Х. Биче-оол