Судья Шаймарданова Э.Г. адм.дело № 33а-5556/2024
(2а-18/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Чирковой Е.А.,
при секретаре Павлове К.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Чёрный Ключ муниципального района Клявлинский Самаркой области на решение Клявлинского районного суда Самаркой области от 22 января 2024 г. по административному иску Прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании произвести ремонтные работы водопровода в с. Старое Резяпкино,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного ответчика Никитиной Е.С., доводы представителя административного ответчика (по доверенности) Князевой Г.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании произвести ремонтные работы водопровода в с. Старое Резяпкино. Указал, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращений ФИО5 (№№ № от 30.10.2023, № от 09.11.2023, № от 13.11.2023, № от 13.11.2023) проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении администрацией сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области (далее- сельское поселение), по результатам которого в деятельности установлены нарушения положений Закона Самарской области от 16.10.2006 № 113-ГД «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Клявлинский Самарской области» (далее – Закон № 113-ГД), а именно. Проведенной проверкой установлено, что на территории с. Старое Резяпкино, расположенного в границах Сельского поселения имеется водопроводная сеть протяженностью 7000 п.м., 60-х годов постройки из ПВХ, водопроводная башня объёмом 50 м3. Данные водопроводные сооружения состоят на балансовом учёте администрации Сельского поселения. Согласно письму Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.11.2023 перебои с водоснабжением в Старое Резяпкино сельского поселения происходят в связи с повреждениями трубопровода. Прокурор просил суд Обязать администрацию сельского поселения Черный Ключ (ИНН №, ОГРН №) муниципального района Клявлинский Самарской области выполнить капитальный ремонт центральной системы водоснабжения общей протяженностью 7000 п.м., 60-х годов постройки из ПВХ, расположенного в с. Старое Резяпкино муниципального района Клявлинский Самарской области.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать обязать администрацию сельского поселения Черный Ключ (ИНН № ОГРН №) муниципального района Клявлинский Самарской области выполнить капитальный ремонт центральной системы водоснабжения общей протяженностью 4 571 п.м., 60-х годов постройки из ПВХ, расположенного в с. Старое Резяпкино муниципального района Клявлинский Самарской области в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением суда постановлено: « Уточненные исковые требования прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию сельского поселения Черный Ключ (ИНН №, ОГРН №) муниципального района Клявлинский Самарской области выполнить капитальный ремонт центральной системы водоснабжения общей протяженностью 4 571 п.м., 60-х годов постройки из ПВХ, расположенного в с. Старое Резяпкино муниципального района Клявлинский Самарской области в течение 1 года 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда».
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Чёрный Ключ муниципального района Клявлинский Самаркой области выражает свое несогласие с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене.
Представителя административного ответчика Никитина Е.С. просила решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку не определен четкий круг лиц, участвующий в деле.
Представитель административного ответчика Князева Г.В. просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе стороны (административный истец и административный ответчик) и заинтересованные лица.
Согласно части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 2).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46, часть 1; статья 120, часть 1; статья 123, часть 3).
Как установлено из материалов дела, прокуратурой организовано проведение проверки соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении администрацией сельского поселения Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области, в которой выявлены перебои с водоснабжением в с. Старое Резяпкино.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 от 6 октября 2003 года) к вопросам местного значения городского поселения относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131 от 6 октября 2003 года в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п. 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется названным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В настоящем деле, необходимо привлечь заинтересованных лиц по делу.
<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> для выяснения обстоятельств реализации государственных программ и иных программ по осуществлению финансовой поддержке органов местного самоуправления в целях софинансирования работ по строительству и капитальному ремонту объектов водоотведения.
При этом рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, в нарушение действующего законодательства, не привлек к участию в деле в выше названые органы государственной и муниципальной власти в качестве заинтересованных лиц, тем самым лишив их возможности реализовать свои процессуальные права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Судебная коллегия также обращает внимание, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть доводы апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Клявлинского районного суда Самарской области от 22 декабря 2024 г. отменить.
Дело направить в Клявлинский районный суд Самаркой области на новое рассмотрение в ином составе суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: