РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижневартовск 15 декабря 2020 года
Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Атяшева М.С., при секретаре Морозовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5246/2020 по иску Узун И. П. к ГУ УПФ ПФ в городе Нижневартовске (межрайонное) о включении периодов работы в льготный страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Узун И.П. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное), в котором просит возложить обязанность на ГУ-УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) включить в стаж работы истца в по Списку № 2 (пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») следующие периоды: Период службы в рядах советской армии с 22.11.1987 года по 17.11.1989 годы Период работы с 11.10.1990 года по 14.02.1992 года в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования Производственного объединения «Мегионнефтегаз» в должности Оператора товарного цеха погрузо-разгрузочных работ жидкой химии; Период работы с 13.10.1992 года по 04.08.1994 года в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования Производственного объединения «Мегионнефтегаз» (в последствии Мегионское коммерческое предприятие «Нефтяник», База производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования № 2 АООТ «Мегионнефтегаз») в должности Оператора товарного на участок химии цеха погрузочно-разгрузочных работ № 2; Период работы с 27.01.1997 года по 17.06.1999 года в Мегионской базе производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования № 2 ОАО «Славнефтьмегионнефтегаз» в должности Оператора товарного цеха погрузо-разгрузочных работ № 2.
Истец Узун И.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Ханин А.В. действующий в суде по доверенности просил иск удовлетворить, так как должность истца прямо предусмотрена Списком № 2, в подразделе переработка нефти, кроме того, в уставах работодателя прямо предусмотрена сфера деятельности в виде переработки нефти, вредность условий труда подтверждена аттестационной картой, что касается вредности, то истец работал в цехе жидкой химии.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в городе Нижневартовске Апалькова С.И. действующая по доверенности в суде просила в иске отказать, так как истцом не доказан технологический процесс, в котором он осуществлял трудовую деятельность, работодатель, будучи действующим юридическим лицом, не представил в пользу истца справки подтверждающие вредность профессии, карта аттестации рабочего места не дает ему права на досрочную пенсию по спискам № 1,2, если истец работал в цехе жидкой химии, то это тогда должно быть химическое производство, а не переработка нефти, однако работодатель истца химическим производством не занимался.
Представитель третьего лица ОАО «Славнефтьмегионнефтегаз» в суд не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия по старости устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400- ФЗ от 28.12.2013 года, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно ст. 33 Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заявлением от 08.11.2019 года Узун И.П. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске за назначением страховой пенсии по старости.
Как следует из решения пенсионного органа в части спорный периодов работы по представленным документам Узун И.П. работал: в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования «Мегионнефтегаз» с 11.10.1990 года по 14.02.1992 года в качестве оператора товарного цеха погрузочно-разгрузочных работ. Справка № от 11.01.2020 года не подтверждает стаж на соответствующих видах работы. Дополнительных документов, подтверждающих льготный характер работы по Списку №2, не представлено. Период не учтен в специальный (Список 2) стаж; в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования и/о «Мегионнефтегаз» с 13.10.1992 года по 04.08.1994 года в качестве оператора товарного цеха погрузочно-разгрузочных работ. Справка № от 11.01.2020 года не подтверждает стаж на соответствующих видах работы. Дополнительных документов, подтверждающих льготный характер работы по Списку №2, не представлено. Период не учтен в специальный (Список 2) стаж; в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудовании ОАО «Сдавнефть-Мегионнефтегаз» с 27.01.1997 года по 31.12.2016 года в качестве оператора товарного цеха погрузочно-разгрузочных работ. Справка № от 11.01.2020 года не подтверждает стаж на соответствующих видах работы. Дополнительных документов, подтверждающих льготный характер работы по Списку № 2, не представлено. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения в части подтверждения страхового стажа работодателем представлены без подтверждения специального (список № 2) стажа. Период не учтен в специальный (Список 2) стаж.
По представленным документам стаж Узуна И.П. на дату подачи заявления <дата> страховой стаж составил 29 дет 07 месяцев 24 дня (без учета периода учебы); стаж по Список № 2 00 лет 00 месяцев 00 дней; стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 27 лет 05 месяцев 23 дня. На день обращения право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30, ч.2 ст.33 Закона по представленным документам Узун И. П. не имеет.
По итогу решением ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске № от 17.03.2020 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости.
С решением ответчика Узун И.П. не согласен, поскольку не все периоды трудовой деятельности включены в трудовой стаж по списку № 2: с 11.10.1990 года по 14.02.1992 года в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования Производственного объединения «Мегионнефтегаз» в должности Оператора товарного цеха погрузо-разгрузочных работ жидкой химии; Период работы с 13.10.1992 года по 04.08.1994 года в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования Производственного объединения «Мегионнефтегаз» (в последствии Мегионское коммерческое предприятие «Нефтяник», База производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования № 2 АООТ «Мегионнефтегаз») в должности Оператора товарного на участок химии цеха погрузочно-разгрузочных работ № 2; Период работы с 27.01.1997 года по 17.06.1999 года в Мегионской базе производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования № 2 ОАО «Славнефтьмегионнефтегаз» в должности Оператора товарного цеха погрузо-разгрузочных работ № 2.
Не согласившись с данным отказом, Узун И.П. обратился с иском в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, согласно ранее действовавшему законодательству служа в армии СССР могла быть приравнена при назначении пенсии во вредных условиях труда, если работа во вредных условиях предшествовала или шла непосредственно за данной службой.
ГУ УПФ РФ в городе Нижневартовске не включило Узун И.П. в льготный стаж период его срочной службы в армии, так как не было доказательство подтверждающих наличие у него вредного стажа до или после службы в рядах вооруженных сил. Также в связи с этим, включение периодов службы в армии во вредный стаж возможно, только при включении периода работы в период льготного стажа, однако на данный момент сведений об этом в деле не имеется.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 утверждены Список № 1 и Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В разделе «Общие профессии» указанных Списков № 1 и № 2 должности «Оператор товарный» не содержится.
Должность «Операторы товарные» предусмотрена позицией 2130301а-16085 подраздела 3 «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Правом на досрочное назначение пенсии по старости в силу п. 1 подраздела 3 «Переработка нефти и газа, газового конденсата, переработка угля и сланца» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2 от 1991 года пользуются перечисленные ниже рабочие, руководители и специалисты, занятые в производствах: перегонки, крекирования и каталитического риформинга нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, производстве газового бензина, сжиженных газов; конденсации, улавливания газового бензина; конверсии природного, водяного газа; щелочной очистки нефтепродуктов, искусственного жидкого топлива; топливоподготовки, топливоподачи, обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонта и обслуживания технологического оборудования и коммуникаций основных производств, производственной канализации, вентиляции резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.
Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года, утвердившего перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, предусмотрено, что применение Списков № 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № 119 управления материально-технического снабжения ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в цехе погрузочно-разгрузочных работ выявлены вредные условия труда по п. 3.1, однако право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предоставляется.
На основании вышеуказанной карты аттестации рабочего места по условиям труда общая оценка условий труда истцов по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса действительно составляла 3.1, что согласно п. 1 ч. 4 ст. 14 Федерального Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда» относится к вредным условиям труда, в связи с чем, работникам выплачивалась доплата за вредные условия труда.
Доводы стороны истца о том, что профессия истца имела класс вредности 3.1, что дает ему право на назначение досрочной пенсии по старости суд находит несостоятельными, так как вредность трудовых условий предполагает выплату дополнительных денежных средств. С результатами указанной аттестации Узун И.П. был ознакомлен, что подтверждается его собственноручными подписями,. Следовательно, работник был уведомлен и знал о том, что его должность не подпадает под перечень профессий и должностей, предусмотренных Списками № 1, 2 и для которых установлено льготное пенсионное обеспечение, о чем имеется его личная подпись об ознакомлении с результатами Аттестаций и Специальных оценок условий труда Истца.
Из уставов ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» за 1992 год и 1996 год следует, что основными видами деятельности акционерного общества являются наряду с другими – переработка нефти, газа и другого сырья.
Вместе с тем из рабочих инструкций оператора товарного ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» следует, что оператор товарный ведет процесс по приемке грузов, готовит вагон к выгрузке, занимается погрузкой вагонов. Согласно Положению ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» о цехе погрузочно-разгрузочных работ основными задачами цеха являются выполнение всех погрузочно-разгрузочных работ, перевозок ресурсов к местам хранения и потребления.
Таким образом, суд приходит к выводу от том, что производство по осуществлению приема, хранения и отпуска нефти не перечислено в пункте 1 подраздела 3 «Переработка нефти и газа, газового конденсата, переработка угля и сланца» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2, а характер и условия работы операторов товарных структурного подразделения общества не могут быть определены как работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, что по итогу и нашло свое отражение в аттестационной карте рабочего места истца, в которой отражено отсутствие у него права на льготное пенсионное обеспечение в связи с выполняемой им работой.
Также суд учитывает, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» не предоставило истцу никаких уточняющих справок свидетельствующих о наличии у него права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с занимаемой им должностью, поэтому при принятии решения суд не может только отталкиваться на формальное совпадение занимаемой должности с профессиями перечисленными в списке № 2 вредных производств. Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме, включая периоды службы в армии, так как последующая после армии работа не признан судом льготной.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в иске Узун И. П. к ГУ УПФ ПФ в городе Нижневартовске (межрайонное) о включении периодов работы в льготный страховой стаж.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Нижневартовский городской суд.
Судья М.С. Атяшев