Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2019 года
Дело № 2-1005/19 (УИД: 51RS0003-01-2019-000985-26)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием представителя истца Осадчука И.О.,
представителя ответчика Сазонова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Северного флота, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что военной прокуратурой Северного флота проведена проверка соблюдения законодательства о недрах и недропользовании в деятельности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, в ходе которой установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии лицензии на право пользования следующими участками недр: военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (2 скважины инв. № и №); военный городок №, <адрес> (3 скважины инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. №); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н).
Просил обязать ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 239501 «О недрах» обратиться в установленном порядке в Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане с целью получения лицензии на право пользования участками недр на вышеуказанных объектах.
В судебном заседании представитель истца Осадчук И.О. уточнил исковые требования, исключив объект, расположенный по адресу: военный городок №, <адрес> (2 скважины инв. № и №), поскольку данный объект в настоящее время передан в собственность муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Сазонов Д.С. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что для получения лицензии Учреждением предпринимаются все зависящие от него меры. Обратил внимание, что Учреждение является бюджетной организацией, в своей деятельности по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе должно руководствоваться требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем в целях проведения комплекса работ на оказание услуг по выполнению геологоразведочных и гидрогеологических работ запасов подземных вод на эксплуатируемых участках направило коммерческие предложения. Просил принять во внимание добросовестное отношение Учреждения к установленной законом обязанности по получению лицензии. Также пояснил, что Учреждение до получения лицензии не может приостановить осуществление деятельности по эксплуатации скважин во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства Обороны Российской Федерации. Поскольку для проведения всех необходимых процедур требуется значительное время, полагал срок исполнения решения суда в случае удовлетворения иска, предложенный прокурором, недостаточным, объективным посчитал срок не менее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из искового заявления следует что, оно подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Исходя из существа спорных правоотношений, установить конкретный круг лиц, в интересах которых обратился прокурор с настоящим иском, не представляется возможным.
Таким образом, настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов указанной категории лиц.
Согласно пункту 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно статье 11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Из содержания статей 11, 12 и 17.1 данного Закона следует, что лицензия на право пользования участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности либо переоформляется на лицо Федеральным агентством по недропользованию в строго установленном порядке.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 (в редакции от 05 апреля 2016 года) недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий, предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования. В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
В соответствии с пунктами 4, 20 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315 (в редакции от 31 мая 2016 года), результатом исполнения государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами является выдача зарегистрированной лицензии на пользование недрами заявителю.
Основанием для начала процедуры оформления лицензии на пользование недрами является решение руководителя Роснедр или руководителя соответствующего территориального органа Роснедр, оформляемое приказом.
Решение об оформлении лицензии на пользование недрами принимается при предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Таким образом, в силу действующего законодательства на ответчика возложена обязанность по получению лицензии на объекты недр.
Судом установлено, что основными целями ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, согласно пункту 13 Устава Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607, является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Устава для достижения вышеуказанных целей ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России осуществляет ряд основных видов деятельности, к которым, в том числе, относится деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд в целях предоставления коммунальных услуг на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется в безвозмездное пользование, оно владеет и пользуется указанным имуществом в соответствии с его назначением и целями своей деятельности (пункты 20, 21 Устава).
Приказами директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18 января 2017 года № 171 и от 03 апреля 2017 года № 1001 на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России закреплены и переданы по актам приема-передачи от балансодержателей следующие объекты, относящиеся в силу закона к категории участков недр:
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (3 скважины инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. №);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н).
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области от 24 апреля 2018 года № ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с отсутствием у Учреждения лицензии на право пользования участками недр военных городков №, <адрес>, и №, <адрес>.
Статьей 9 Закона Российской Федерации «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу статьи 23 указанного Закона основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В ходе проверки исполнения ответчиком законодательства о недрах и недропользовании военной прокуратурой выявлено, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России не получило лицензию на пользование участками недр, что подтверждается материалами проверки.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчиком положения законодательства в части лицензирования на пользование участками недр на объектах: военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (3 скважины инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. №); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н); военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н) не выполнены, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Доводы представителя ответчика о ряде выполненных мероприятий с целью получения лицензии не свидетельствуют о наличии обстоятельств для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая требования законодательства в сфере лицензирования, суд полагает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, полагая, что предложенный истцом срок не будет являться достаточным для выполнения ответчиком всех необходимых действий, таким образом, не отвечает требованиям исполнимости судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 239501 «О недрах» обратиться в установленном порядке в Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане (Севзапнедра) с целью получения лицензии на право пользования участками недр на следующих объектах:
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (3 скважины инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. №);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н);
- военный городок №, <адрес> (1 скважина инв. № б/н).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова