Дело № 2-400/2023
УИД 55RS0№-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Оконешниково 28 декабря 2023 г.
Оконешниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Батуриной И.Ю.,
при секретаре Чукановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Оконешниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области, Управлению образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
И.о. прокурора Оконешниковского района Омской области Шалюк Д.Л. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области, Управлению образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о защите прав несовершеннолетних. В соответствии с положениями Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, образовательное учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня. Однако ответчиком не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура, объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением не установлен, соответствующие нормативные акты не разработаны. Наличие выявленных нарушений свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности, возложенной законом, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников учреждения.
В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным бездействие МБОУ «Крестинская СШ» Оконешниковского муниципального района Омской области, выразившееся в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части непринятия мер к созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возложить на общеобразовательное учреждение обязанность создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 01.09.2024, а также при недостаточности денежных средств у ответчика обязать Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области осуществить финансирование создания резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании помощник прокурора Оконешниковского района Омской области Пинчук О.Е. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал. В суд направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразил согласие с исковыми требованиями.
Представитель ответчика Управления образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против заявленных исковых требований не имеет.
Суд, заслушав помощника прокурора Оконешниковского района, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункты «а», «б», «ж»).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В п. 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций указано, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Как следует из п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в частности, резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Оконешниковского района проведена проверка деятельности общеобразовательных учреждений Оконешниковского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно – образовательным учреждением, являющимся самостоятельным юридическим лицом, входящим в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня, не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура, объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением не установлен, соответствующие нормативные акты не разработаны.
Прокурором Оконешниковского района Омской области в адрес руководителя общеобразовательного учреждения 20.10.2023 было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако данные нарушения устранены не были.
Согласно информации, данной МБОУ «Крестинская СШ», нарушения, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение, в настоящее время ведутся работы по созданию таких резервов. На 30.11.2023 резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций у ответчика отсутствуют.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Крестинская средняя школа» зарегистрировано в качестве юридического лица, что отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.11.2023.
В соответствии с Уставом МБОУ «Крестинская средняя школа» является некоммерческой организацией, созданной Оконешниковским муниципальным районом Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учредителем учреждения является Оконешниковский муниципальный район Омской области. Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе, по адаптированным общеобразовательным программам.
Согласно Уставу образовательного учреждения функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области.
В п. п. 4, 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно п. 2.1.2 Положения «Об Управлении образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области», утвержденного постановлением главы Оконешниковского муниципального района от 27.05.2020 № 132-п, одной из основных задач Управления образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области является осуществление полномочий администрации Оконешниковского муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Таким образом, Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области также несет обязанность по соблюдению указанных выше требований законодательства РФ в образовательных учреждениях Оконешниковского муниципального района.
Наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности, возложенной законом, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников общеобразовательного учреждения.
Каких-либо доказательств в обоснование своих возражений относительно заявленных истцом требований ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных и.о. прокурора Оконешниковского района исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом, в силу ст. 206 ГПК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, полагает установленный срок для выполнения заявленных требований – до 01.09.2024 – разумным и справедливым.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая изложенное, а также фактические обстоятельства дела, правовое, финансовое положение ответчиков, суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, отнести за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Оконешниковского района Омской области.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области (№), выразившееся в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части непринятия мер к созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области (№) обязанность создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 01.09.2024.
Обязать Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области (№) при недостаточности денежных средств у МБОУ «Крестинская средняя школа» профинансировать мероприятия по созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении.
Судебные расходы отнести за счет средств соответствующего бюджета.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Оконешниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.Ю. Батурина
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.