Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-400/2023 ~ М-408/2023 от 04.12.2023

Дело № 2-400/2023

УИД 55RS0-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково 28 декабря 2023 г.                        

Оконешниковский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Батуриной И.Ю.,

при секретаре Чукановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Оконешниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области, Управлению образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

И.о. прокурора Оконешниковского района Омской области Шалюк Д.Л. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области, Управлению образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о защите прав несовершеннолетних. В соответствии с положениями Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, образовательное учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня. Однако ответчиком не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура, объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением не установлен, соответствующие нормативные акты не разработаны. Наличие выявленных нарушений свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности, возложенной законом, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников учреждения.

В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным бездействие МБОУ «Крестинская СШ» Оконешниковского муниципального района Омской области, выразившееся в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части непринятия мер к созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возложить на общеобразовательное учреждение обязанность создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 01.09.2024, а также при недостаточности денежных средств у ответчика обязать Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области осуществить финансирование создания резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины.

В судебном заседании помощник прокурора Оконешниковского района Омской области Пинчук О.Е. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал. В суд направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразил согласие с исковыми требованиями.

Представитель ответчика Управления образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против заявленных исковых требований не имеет.

Суд, заслушав помощника прокурора Оконешниковского района, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункты «а», «б», «ж»).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В п. 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций указано, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Как следует из п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в частности, резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Оконешниковского района проведена проверка деятельности общеобразовательных учреждений Оконешниковского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно – образовательным учреждением, являющимся самостоятельным юридическим лицом, входящим в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня, не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура, объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением не установлен, соответствующие нормативные акты не разработаны.

Прокурором Оконешниковского района Омской области в адрес руководителя общеобразовательного учреждения 20.10.2023 было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако данные нарушения устранены не были.

Согласно информации, данной МБОУ «Крестинская СШ», нарушения, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение, в настоящее время ведутся работы по созданию таких резервов. На 30.11.2023 резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций у ответчика отсутствуют.

Из материалов дела следует, что МБОУ «Крестинская средняя школа» зарегистрировано в качестве юридического лица, что отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.11.2023.

В соответствии с Уставом МБОУ «Крестинская средняя школа» является некоммерческой организацией, созданной Оконешниковским муниципальным районом Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учредителем учреждения является Оконешниковский муниципальный район Омской области. Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе, по адаптированным общеобразовательным программам.

Согласно Уставу образовательного учреждения функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области.

В п. п. 4, 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Согласно п. 2.1.2 Положения «Об Управлении образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области», утвержденного постановлением главы Оконешниковского муниципального района от 27.05.2020 № 132-п, одной из основных задач Управления образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области является осуществление полномочий администрации Оконешниковского муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Таким образом, Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области также несет обязанность по соблюдению указанных выше требований законодательства РФ в образовательных учреждениях Оконешниковского муниципального района.

Наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности, возложенной законом, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников общеобразовательного учреждения.

Каких-либо доказательств в обоснование своих возражений относительно заявленных истцом требований ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных и.о. прокурора Оконешниковского района исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом, в силу ст. 206 ГПК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, полагает установленный срок для выполнения заявленных требований – до 01.09.2024 – разумным и справедливым.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая изложенное, а также фактические обстоятельства дела, правовое, финансовое положение ответчиков, суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, отнести за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Оконешниковского района Омской области.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области (), выразившееся в не устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части непринятия мер к созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крестинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области () обязанность создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 01.09.2024.

Обязать Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области () при недостаточности денежных средств у МБОУ «Крестинская средняя школа» профинансировать мероприятия по созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении.

Судебные расходы отнести за счет средств соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Оконешниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.Ю. Батурина

Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.

2-400/2023 ~ М-408/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Оконешниковского района
Ответчики
Управление образования администрации Оконешниковского района
МБОУ Крестинская СШ
Суд
Оконешниковский районный суд Омской области
Судья
Батурина Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
okoneshcourt--oms.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Подготовка дела (собеседование)
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
30.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее