Дело № 2-361/2023
УИД 29RS0005-01-2023-000077-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2023 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Шкарубской Т.С.
при секретаре Добряковой Е.А.,
с участием истца Суворова А.Ю.,
представителя ответчика ФСИН России, третьего лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Лубовой Н.Н.,
помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Лисина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску С. к Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда,
установил:
Суворов А.Ю. ****** обратился в суд с указанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), обосновав его тем, что во время отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» 28.12.2022 был прерван курс ****** путем невыдачи ему препарата «******». В результате чего ему были причинены нравственные страдания, появилось головокружение, тошнота, бессонница, страх, обида, разочарование, чувство утраты. В связи с изложенным с учетом уточнений просил возместить ему вред, причиненный его здоровью, а также моральный вред, компенсацию которого полагает соразмерной 500000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казённое учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р.).
В судебном заседании истец С. иск поддержал по основаниям, указанным в нем, пояснив, что в результате невыдачи ему препарата «******» ухудшилось состояние его здоровья, появилась бессонница, понос, в желудке дискомфорт, ухудшилась память.
Представитель ответчика ФСИН Р. и третьего лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р. Л. Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что нарушения прав истца со стороны ответчика не допущено, истец получает ******, препарат «******» не входит в ******, а является вспомогательным, улучшающим действий препарата «******», на основной курс лечения не влияет. Препарат «******» с ДД.ММ.ГГГГ С. не выдавался в виду отсутствия поставок данного препарата в Российскую Федерацию.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее – Закон) одними из основных принципов охраны здоровья являются ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, а также доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
При этом, под качеством медицинской помощи в названном законе понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии со ст. 37 Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, которые утверждаются Министерством здравоохранения РФ.
Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные либо имущественные права. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий.
Из буквального содержания приведенных положений закона следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При этом необходимо установление совокупности юридических фактов: противоправность действий (бездействий) причинителя вреда, его виновность, наличие вреда, прямая причинная связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.
В силу п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» по общему правилу, установленному п.п. 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (п. 1 ст.1070, ст.1079, п.1 ст.1095, ст.1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (ст.ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в статье 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в исправительных учреждениях производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее – Правила № 1466). Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача исправительного учреждения, а при отсутствии в исправительном учреждении врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у исправительного учреждения заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации (пункт 125).
Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 утверждён Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок № 285).
Согласно указанному Порядку лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
В соответствии с п. 11 Порядка № 285 лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.
Согласно п. 18 Порядка № 285 в медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница). Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее - Программа). К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного.
По завершении лечения в больнице лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в учреждения УИС с выписным эпикризом, содержащим сведения о проведенном обследовании и лечении и рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и обследованию (п. 20 Порядка № 285).
Согласно п. 33 Порядка № 285 медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. В учреждении УИС журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником ведет начальник отряда, который перед началом приема (осмотра) передает его в медицинскую часть (здравпункт). Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Судом установлено, что Суворов А.Ю., осужденный к наказанию в виде лишения свободы, отбывает данное наказание с 10.11.2021 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни № 149/5 за 2021 год С. установлены диагнозы: «******.
В соответствии с протоколом ВК № 182 от 08.11.2022 препарат «******» С. заменен на «****** (******)» в комбинации с «******».
Из листа назначений за декабрь 2022 года и январь 2023 года следует, что С. ****** не прерывалась. 28.12.2022 лекарственные препараты «******», «******», «******» (аналог исентресс) были получены осужденным, что подтверждается его подписью.
Согласно материалам дела Суворову А.Ю. с 10.01.2023 препарат «******» не выдавался в связи с отсутствием поставок данного препарата в РФ. Препарат в схеме ****** является вспомогательным (бустерным), улучшающим действие препарата «******», на основной курс не влияет. Данный вывод также подтверждается положениями Клинических рекомендаций «******», утв. Минздравом России 2020 года, согласно которым выделяют схемы ******) первого, второго и т.д. ряда и схемы резерва (спасения). Под схемами первого ряда понимают схемы, назначаемые пациентам, которые ранее не получали ******. Схема ****** первого ряда включает ****** (******) и третий препарат, которым может быть ******, ИИ или ИП, комбинированный с ритонавиром (усиленный ИП - ИП/r).
Доказательств тому, что состояние здоровья истца в результате непринятия им с 10.01.2023 препарата «******» ухудшилось, материалы дела не содержат. Напротив, согласно амбулаторной карте истца после ДД.ММ.ГГГГ с какими-либо жалобами на ухудшение состояния своего здоровья, в том числе на наличие бессонницы, головокружения, тошноты, поноса, дискомфорта в желудке, ухудшение памяти, он не обращался. Из истории болезни № следует, что С. с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на лечении и обследовании в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Р., где высказывал лишь жалобы на периодические головные боли. За время госпитализации С. ему проведено необходимое обследование, в том числе исследование количества СД-4 лимфоцитов и РНК-ВИЧ. Достигнута вирусная нагрузка (РНК-ВИЧ) ниже порога чувствительности аппарата: менее 250 коп/мл от ДД.ММ.ГГГГ, при этом показатели иммунитета (СД 4) не снизились в сравнении с исследованием от ДД.ММ.ГГГГ (615 кл).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что при отбывании С. наказания в виде лишения свободы его права ответчиком нарушены не были, факт причинения вреда здоровью истца по вине ответчика в судебном заседании не нашёл своего подтверждения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Ответчиком представлены доказательства оказания истцу медицинской помощи, в том числе в связи с вышеописанным заболеванием, оказанная медицинская помощь имела очевидно положительный эффект, была оказана в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом ****** (******), утв. приказом Минздрава России от 08.11.2012 № 689н, доказательств ненадлежащего оказания такой помощи суду не представлено.
Доказательств тому, что истец получил какое-либо заболевание в результате действий ответчика, материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку установлено, что ответчик не посягал на жизнь и здоровье истца, относящиеся к его личным нематериальным благам, и вред здоровью истца не причинял, основания для удовлетворения иска С. отсутствуют, в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░