Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,
с участием:
прокурора Валюткиной С.Ш.,
административного истца Малафеева А.Г.,
представителя административного ответчика Думы городского округа Самара Плотникова А.Ю.,
представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самары Аникановой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1432/2020 по административному исковому Малафеева Алексея Геннадьевича к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. №539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181,
У С Т А Н О В И Л:
Малафеев А.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с последующим уточнением и дополнениями просил признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 302 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно координат, отраженных в заключении кадастрового инженера ФИО1. от 27.11.2020 г.
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с заключением комиссии администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактического пользования заявителем земельным участком и хозяйственными постройками (сараем, гаражом или баней) на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара от 03.04.2018 г. он является пользователем земельного участка по адресу: <адрес>, а также жилого дома (литеры А2,А3,А6) и хозяйственных построек – сараев (литеры К,И,С), расположенных на данном земельном участке. Указанные строения расположены на земельном участке, фактической площадью 302 кв.м. Часть земельного участка расположена в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности оформить надлежащим образом права на земельный участок.
В судебном заседании административный истец Малафеев А.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Присутствовавшая ранее в судебных заседаниях представитель административного истца по устному ходатайству Волковенко Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что с 2008 г. Малафеев А.Г. занимается оформлением права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, которым его семья пользуется в течение 70 лет. Домовладение в пользовании родителей административного истца находилось с 1950-х годов, что подтверждается домовой книгой, они несли расходы по его содержанию. Последним пользователем домовладения был отец административного истца – Малафеев Г.А., но документов, подтверждающих право собственности, у него не сохранилось. После смерти отца, административный истец фактически принял наследство в виде указанного домовладения, за счет собственных средств произвел капитальный ремонт, обрабатывал земельный участок, благоустраивал территорию. Заключением комиссии по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» по Кировскому внутригородскому району г.о. Самара подтвержден факт создания на земельном участке жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский р-он, п. Падовка, дом 10 до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» и подтверждено фактическое пользование Малафеевым А.Г. земельным участком по указанному адресу и расположенными на нем хозяйственными постройками. В настоящее время площадь земельного участка, находящегося под строениями, которыми фактически пользуется истец, составляет 302 кв.м., права на земельный участок административный истец не имеет возможности оформить, в связи с наличием красных линий, проходящих по земельному участку, а также по строениям, которые на нем находятся.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Самары по доверенности Плотников А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования. Красные линии впервые были отображены на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539. Решением Думы г.о.Самара № 181 красные линии были перенесены на схему № 5 «Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры». Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось. Учитывая, что границы спорного земельного участка в установленном законом порядке не утверждены, данный земельный участок не может считаться сформированным и не существует как объект гражданских прав. Документов, подтверждающих право истца на владение или пользование земельным участком и строениями, расположенными на данном участке, не представлено. Право постоянного пользования либо владения на спорный земельный участок у истца не возникло, в связи с чем, права и законные интересы Малафеева А.Г. не могут быть нарушены.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самары по доверенности Аниканова В.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддерживая позицию представителя административного ответчика.
Представители: Администрации г.о.Самары, Главы г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Сапронова Т.Н. привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих возражений относительно заявленных требований не представили.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30.03.2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Установлено, что Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара с последующим внесением в него изменений решениями Думы городского округа Самара от 07.02. 2012 года № 181, от 06.09.2012 года № 252, от 25.07.2013 года № 350, от 24.04.2014 года № 421, от 20.09.2016 года № 124, от 05.12.2019 № 477. Среди прочего Генеральный план включает схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» с отображением красных линий застройки.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета" № 59 (3852) от 03.04.2008 (карты и схемы), № 64 (3857) от 10.04.2008 года.
Изменения, внесенные Решением Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181, в части удаления красных линий застройки со схемы № 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему № 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской Газете" № 29 (4806) от 18.02.2012 года.
Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Судом установлено, что в фактическом пользовании административного истца Малафеева А.Г. находится жилой дом (литеры А2,А3,А6) и хозяйственные постройки – сараи (литеры К,И,С), расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается заключением комиссии администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» от 03.04.2018 г.
Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме <адрес>, в данном доме были зарегистрированы, в том числе с 1950 года ФИО2, 18.05.1909 г.р., ФИО3, 07.08.1910 г.р., ФИО4, 09.06.1938 г.р.
ФИО4, 09.06.1938 г.р. является отцом ФИО5, 07.07.1966 г.р., что подтверждается свидетельством о рождении серии II-ШД №564667 от 20.01.1969 г., выданным Кировским рай.б/ЗАГСа г. Куйбышева.
23.05.2003 г. ФИО4. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-ЕР №749525, выданным 23.05.2003 г. ОЗАГС Самарского района г. Самары.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2020 г. жилой дом с кадастровым номером №, площадью 102,7 кв.м., год завершения строительства – 1955, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 02.07.2011 г., сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.
Указанный жилой дом располагался на земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, площадью 5 788 кв.м., который находился в пользовании ФИО6. и Малафеева А.Г., что подтверждается проектом границ земельного участка, выполненным ООО «<данные изъяты>» от 22.09.2009 г.
В настоящее время жилой дом с кадастровым номером № находится в пределах трех земельных участков: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый отдельностоящим жилым домом коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с приусадебным участком, принадлежащего на праве собственности с 19.06.2017 г. ФИО6.; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый частью отдельностоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком для индивидуальной жилой застройки, принадлежащего на праве собственности с 21.08.2020 г. ФИО7.; земельного участка площадью 302 кв.м., находящегося в пользовании Малафеева А.Г.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.09.2020 г., 10.12.2020 г., заключением комиссии администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» от 03.04.2018 г., топографическим планом земельного участка под жилым домом с приусадебным участком от 17.11.2020 г., выполненным кадастровым инженером ФИО1.
Из материалов дела следует, что Малафеев А.Г. обращался в Кировский районный суд г. Самара с иском к Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, площадью 294 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, которым владеет и пользуется до 1990 года.
Решением Кировского районного суда г. Самара от 03.06.2019 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Малафеева А.Г. о признании права собственности на земельный участок отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении иска послужил факт того, что Малафеев А.Г. фактически уже реализовал свое право на однократное приобретение в собственность земельного участка в пределах норм бесплатной приватизации и претендовать на предоставление земельного участка повторно не вправе. Кроме того, испрашиваемый истцом земельный участок меньше минимального размера, установленного ст. 12 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле», для бесплатного предоставления земельного участка. А также, имеется действующее распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.10.2018 г. №769 о предоставлении в собственность бесплатно Малафееву А.Г. земельного участка государственная собственность на который не разграничена, площадью 205,00 кв.м., для размещения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на территории кадастрового квартала №.
При рассмотрении вышеуказанного дела судом было установлено, что согласно материалам инвентарного дела и данным технической инвентаризации по состоянию на 27.08.2004 г. на земельном участке по вышеуказанному адресу расположены следующие строения: объект капитального строительства: жилой дом (лит.АА1-А6), общей площадью 102,70 кв.м., жилой площадью 77,80 кв.м., кроме того сени (лит.аа1а2). Служебные постройки и сооружения: сараи (лит.Б,Г,Г1,Е,Е1,Е2,е,И,К), бани (лит.Б1,В), предбанник, (лит.б), навесы (лит.3,Н,Н1), колодец (лит.к), уборные (лит. у,у1), два ограждения. Согласно представленной копии домовой книги пользователем жилого дома числился ФИО4 (наследник – ФИО5). Согласно представленной справке о составе семьи от 25.12.2015 года пользователем жилого дома является ФИО6. Малафеевым А.Г. также представлено заключение комиссии №24/2 от 09.04.2009 г. по подтверждению создания на земельном участке по указанному адресу жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактического пользования земельным участком, которое началось до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» по Кировскому району г. Самара. Служебные постройки и сооружения, согласно существующей ранее методике, как отдельные (самостоятельные) объекты не рассматривались и для регистрации не предъявлялись. Правовая регистрация служебных построек и сооружений до 05.08.1998 года МП БТИ г. Самара не проводилась. 19.08.2010 г. Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 20.01.2012 года № 183 Малафееву А.Г. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № для садоводства, площадью 1504,0 кв.м., по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный земельный участок для садоводства за Малафеевым А.Г. было зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом приведенной нормы, суд полагает возможным принять во внимание вступившее в законную силу после апелляционного обжалования решение Кировского районного суда г. Самара от 03.06.2019 г.
26.04.2019 г. распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара № 324 на основании личного заявления Малафеева А.Г. отменено распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.10.2018 г. №769 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>».
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара №939 от 06.12.2019 г. Малафееву А.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 302 кв.м., занимаемого индивидуальным жилым домом, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала №. Основанием для отказа является подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 19 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем, предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка, площадью 302 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, на котором расположены жилой дом (литеры А2,А3,А6) и хозяйственные постройки – сараи (литеры К,И,С), находящиеся в фактическом пользовании административного истца, расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования. Указанное также подтверждается проектом границ земельного участка, выполненным 22.09.2009 г. ООО «<данные изъяты>».
Из заключения специалиста ООО <данные изъяты>» от 20.11.2020 г. следует, что в соответствии с проектом границ земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: г<адрес> от 2009 г., выполненным ООО «<данные изъяты>», жилой дом, а также хозяйственные постройки находились в фактических границах исследуемого участка. На данном чертеже также отражено местоположение красной линии, которая проходит по фактическим границам участка и строения. В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, подготовленным Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», вышеуказанный жилой дом был построен в 1955 году. В составе данного технического паспорта присутствует ситуационный план объекта индивидуального жилищного строительства по состоянию на 16.07.1993 г., который подтверждает нахождение жилого дома и хозяйственных построек на фактической территории исследуемого участка. Из Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что исследуемый земельный участок располагается на одной геометрической линии с другими участками на данной территории. Данная информация подтверждается материалами интернет - ресурса «Публичная кадастровая карта Росреестра». Таким образом, фактическое местоположение границ на местности подтверждается архивными графическими материалами.
Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО1. от 27.11.2020 г. произведен выезд на место, выполнена геодезическая съемка фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выполнен расчет координат, определены фактические границы земельного участка, подготовлена схема расположения земельного участка. Координаты фактической границы земельного участка, площадью 302 кв.м. отображены в таблице №1. Местоположение границ земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования и местоположения границ смежных земельных участков. Земельный участок по адресу: <адрес> огорожен по периметру ограждением (забором), частичным ограждением являются капитальные постройки. Координаты границ земельного участка под жилым домом определены по результатам полевых замеров и отображены в таблице №2. При нанесении координат фактической границы земельного участка на кадастровый план территории выявлено, что фактические границы данного земельного участка не пересекают границы смежных земельных участков.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО8. от 30.11.2020 г. инвентаризация домовладения и целевое назначение хозяйственных построек – сараев, расположенных по адресу: <адрес>, нашли отражение в техническом паспорте, изготовленном Самарским отделением Самарского филиала ГУП «Сартехинвентаризация». Жилой дом блокированной застройки литера А2,А3,А6 и хозяйственные постройки – сараи литера К,И,С расположены на земельном участке площадью 302 кв.м.
Изложенное выше свидетельствует о том, что земельный участок, площадью 302 кв.м., по адресу: <адрес>, находящийся в фактическом пользовании административного истца, сформирован до утверждения Генерального плана г.о. Самара, границы его на местности существуют с 1955 года, огорожены забором и не используются как места общего пользования.
Из письменного отзыва Думы городского округа Самара и пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании следует, что граница территории общего пользования в районе указанного земельного участка установлена в соответствии со Схемой № 5 («Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры») Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539. Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о.Самары от 7 февраля 2012 года № 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
При этом, утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены.
Доказательства, подтверждающие, что красные линии, в пределах которых находится земельный участок и расположенные на нем строения обозначают фактически существующую в настоящее время улицу либо автомобильную дорогу, отсутствуют.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующим Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах спорного земельного участка, площадью 302 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский р-он, п. Падовка, дом 10, согласно координат, отраженных в заключении кадастрового инженера Печининой Е.В. и топографическом плане земельного участка под жилым домом с приусадебным участком от 27.11.2020 г.
Поскольку оспариваемый Генеральный план длительное время применялся и с учетом его положений были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд признает его недействующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Доводы административного ответчика о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г.Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01 июня 1987 года № 226, а потом переносились без изменений в схемы, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Доводы представителя Думы городского округа Самары о том, что земельный участок, площадью 302 кв.м., находящийся в фактическом пользовании Малафеева А.Г. не является объектом гражданских прав, и оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права административного истца, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Рассматриваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, однако его образование подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: заключением комиссии администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» от 03.04.2018 г., проектом границ земельного участка, выполненным 22.09.2009 г. ООО «<данные изъяты>», заключением ООО Поволжье» от 20.11.2020 г., заключением кадастрового инженера ФИО8. от 30.11.2020 г., заключениями кадастрового инженера ФИО1 от 17.11.2020 г. и от 27.11.2020 г.
Малафеев А.Г. является пользователем жилого дома (литеры А2,А3,А6) и хозяйственных построек – сараев (литеры К,И,С), созданных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» и в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 года № 94-ГД, ст.ст. 28, 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду. Однако наличие красных линий в границах земельного участка, проходящих по земельному участку, в том числе под строениями, создает административному истцу препятствия в оформлении прав на земельный участок.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Самарская газета».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Малафеева Алексея Геннадьевича - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 302 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно координат, отраженных в заключении кадастрового инженера ФИО1. от 27.11.2020 г.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская газета» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2020 года.