КОПИЯ
Дело № 2-30/2024
УИД 14RS0031-01-2024-000087-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Депутатский 22 мая 2024 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кылатчановой Н.А., при секретаре судебного заседания Матренич Н.А., с участием представителя третьего лица прокуратуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Драгомирецкого П.И., представителя третьего лица ГБУ РС (Я) «Усть-Янская Центральная районная больница» по доверенности К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к судебному приставу-исполнителю СОСП по Республике Саха (Якутия) Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Поповой А.А. об отсрочке взыскания исполнительского сбора,
установил:
Представитель Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указывая на то, что истец является должником по исполнительному производству № .........., возбужденному по постановлению ответчика от 26 февраля 2024 года. В рамках исполнительного производства на ответчика возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению оказания первичной медико-санитарной помощи в с. .......... Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в помещении, отвечающем требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в срок до 01 января 2024 года. В связи с неисполнением истцом требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, ответчиком вынесено постановление от 14 марта 2024 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) намерено изыскать средства на приобретение модульной конструкции врачебной амбулатории с. .......... Усть-Янского улуса и на погашение задолженности по исполнительному производству путем использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), полученных в виде экономии по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг. Истец указывает, что для направления средств на оплату исполнительского сбора необходимо сначала через распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) распределить экономию и определить их целевое назначение, после того, как целевые средства пойдут на оплату исполнительского сбора, определяется код бюджетной классификации и вносятся соответствующие корректировки в программный комплекс Бюджет-Смарт Про «Справка об изменении сводной бюджетной росписи». С учетом продолжительности описанной процедуры, с учетом ходатайства об уточнении исковых требований, просит отсрочить истцу оплату исполнительского сбора по постановлению от 14 марта 2024 года по исполнительному производству № .......... от 26 февраля 2024 года, на срок до 31 августа 2024 года.
В судебное заседание представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Саха (Якутия) Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Попова А.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, УФССП России по Республике Саха (Якутия), будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. В поданных возражениях просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требованиях, указали, что у должника было достаточно времени для исполнения обязательства по исполнительному документу, но обязательство не было исполнено.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено в отсутствие указанных участников процесса.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ГБУ РС (Я) «Усть-Янская ЦРБ» К. исковое заявление поддержал в полном объеме, просит удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, прокурор Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Драгомирецкий П.И. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении искового требования.
Изучив материалы дела, материалы гражданского дела № 2-71/2023, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как разъяснено в пункте 78 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Частью 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнительского сбора, а также уменьшения его размера могут быть чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, которые несмотря не приложенные должником меры, явились объективным препятствием для исполнения судебного акта.
Судом установлено, что решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года удовлетворено исковое заявление прокуратуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределённого круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Усть-Янская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Постановлено обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Усть-Янская центральная районная больница» (ОГРН .........., ИНН ..........) обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи в с. .......... Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в помещении, отвечающем требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в срок до 01 сентября 2024 года; обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (ОГРН .........., ИНН ..........) обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению оказания первичной медико-санитарной помощи в с. .......... Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в помещении, отвечающем требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в срок до 01 января 2024 года.
На основании вышеуказанного решения суда взыскателю выдан исполнительный лист серии .......... от 08 февраля 2024 года.
26 февраля 2024 года постановлением о возбуждении исполнительного производства врио судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Саха (Якутия) Поповой А.А. на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии .......... от 08 февраля 2024 года, выданного Усть-Янским районным судом Республики Саха (Якутия) по делу № 2-71/2024, вступившему в законную силу 18 сентября 2023 года, предмет исполнения: обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (ОГРН .........., ИНН ..........) обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению оказания первичной медико-санитарной помощи в с. .......... Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в помещении, отвечающем требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в срок до 01 января 2024 года, возбуждено исполнительно производство № .......... в отношении должника Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), с предоставлением срока для добровольного исполнения.
26 февраля 2024 года постановление о возбуждении исполнительного производства № .......... направлено Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) через ЕПГУ, дата прочтения 27 февраля 2024 года.
В связи с неисполнением должником в установленный законом срок требований исполнительного документа, 14 марта 2024 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с установлением нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 27 марта 2024 года.
16 апреля 2024 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление об установлении должнику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 02 мая 2024 года.
Требование об отсрочке оплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Саха (Якутия) от 14 марта 2024 года по исполнительному производству № .......... истец мотивировал тем, что денежные средства на оплату исполнительского сбора не заложены, для передвижки финансовых средств под эти цели необходимо через распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) распределить экономию и определить их целевое назначение, после того, как целевые средства пойдут на оплату исполнительского сбора, определить код бюджетной классификации и внести соответствующие корректировки в программный комплекс Бюджет-Смарт Про «Справка об изменении сводной бюджетной росписи», что является продолжительной процедурой.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд признает, что достаточных доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля истца, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, не представлено.
Таким образом, приведенные истцом обстоятельства не являются основанием для отсрочки взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, исковое заявление подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к судебному приставу-исполнителю СОСП по Республике Саха (Якутия) Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Поповой А.А. об отсрочке взыскания исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Кылатчанова
Решение изготовлено в окончательной форме: 22 мая 2024 года