№ 12-13/2022
РЕШЕНИЕ
11 октября 2022 года
Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Кашириной О.А.,
при секретаре Юрковой Т.С.,
с участием представителя заявителя Пономаревой М.А. – Пономарева Д.В.,
лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, инспектора ОНД и ПР по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам УНД и ПР – государственного инспектора Абдулинского городского округа, Пономаревского и Матвеевского районов по пожарному надзору – ФИО14.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пономаревой М.А. на постановление от 30 августа 2022 года № ... главного государственного инспектора Абдулинского городского округа, Пономаревского и Матвеевского районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам, старшего лейтенанта внутренней службы ФИО15 по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением от 30 августа 2022 года № ... главного государственного инспектора Абдулинского городского округа, Пономаревского и Матвеевского районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам, старшего лейтенанта внутренней службы Пономарева М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Пономарева М.А. подала жалобу, в которой указала, что она является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: .... Это здание лично ею не используется. Согласно договору безвозмездного пользования имуществом от 16 мая 2022 года Пономарева М.А. передала администрации Пономаревского района Оренбургской области во временное безвозмездное пользование с 1 августа 2022 года по 15 сентября 2022 года указанное здание. В договоре было прописано, что в здании отсутствует система охранной и пожарной сигнализации, средства пожаротушения и система оповещения о пожаре. Кроме того, п. 2.3 договора устанавливает, что Пономарева М.А. не отвечает за недостатки здания, которые были оговорены при заключении договора. Таким образом, она не является субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Пономарев Д.В. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - инспектор ОНД и ПР по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам УНД и ПР – государственный инспектор Абдулинского городского округа, Пономаревского и Матвеевского районов по пожарному надзору – ФИО16., против удовлетворения жалобы возражал, просил постановление по делу об административном правонарушении в отношении Пономаревой М.А. оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
Указанная норма является общей как на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, так и для стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.
Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает административную ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Вместе с тем диспозиции ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ не содержат изъятий в отношении требований и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно статье 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 года № 592-пп «Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» с 22 июня 2022 года на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.
Из материалов дела усматривается, что согласно письму заместителя Министра – главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору ФИО17., направленного начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 22 июня 2022 года, утвержденного Президентом Российской Федерации, МЧС России поручено обеспечить контроль за соблюдением пожарной безопасности на объектах, задействованных при проведении единого дня голосования, и своевременное информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и избирательных комиссий для принятия мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В рамках реализации поручений Президента Российской Федерации, а также в целях повышения уровня противопожарной защиты избирательных участков и своевременного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в местах проведения выборов предложено организовать и провести в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов, задействованных в проведении выборов.
Согласно Постановлению администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 5 марта 2021 года № 144-п «Об уточнении Перечня избирательных участков и их границ» по адресу: ... – здание МУСС ЗН располагается избирательная комиссия избирательного участка № ....
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 августа 2022 года нежилое здание с кадастровым номером ..., наименование здания: здание МУСС ЗН «Социальный приют для детей и подростков Пономаревского района», расположенное по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Пономаревой М.А. с 16 января 2018 года.
На основании решения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО18. от 11 августа 2022 года, в связи с поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц – протокол оперативного заседания Совета безопасности РФ от 22 июня 2022 года, утвержденный Президентом Российской Федерации, проведена выездная проверка здания по адресу: ..., контролируемое лицо – Пономарева М.А.
В период с 9-00 часов 15 августа 2022 года по 15-00 часов 25 августа 2022 года при проведении внеплановой выездной проверки на основании решения № ... от 11 августа 2022 года в здании Пономаревой М.А. по адресу: ..., выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией (ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 9.2 табл. 1 СП 486.1311500.2020);
- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией (ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 15 табл. 2 СП 3.13130.2009);
- здание не оснащено огнетушителями в нормативном количестве (п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
Факт выявленного нарушения послужили основанием для привлечения Пономаревой М.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда российской Федерации за второй квартал 2006 года, Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
Согласно договору безвозмездного пользования имуществом от 16 мая 2022 года Пономарева М.А. – ссудодатель передала администрации Пономаревского района Оренбургской области – ссудополучателю во временное безвозмездное пользование здание МУСС ЗН «Социальный приют для детей и подростков Пономаревского района», расположенное по адресу: ..., принадлежащее ссудодателю на праве собственности.
Согласно п. 1.4 Договора имущество используется ссудополучателем для размещения избирательного участка № ....
Согласно п. 1.5 Договора передаваемое имущество имеет следующие инженерные сети: система водоснабжения, система водоотведения. Отсутствуют: действующая система отопления, подключение к сетям электроснабжения; системы охранной и пожарной сигнализации; средства пожаротушения и система оповещения о пожаре.
Согласно п. 1.6 Договора при обнаружении недостатков ссудополучатель вправе за счет своих средств их устранить и оборудовать помещение инженерными сетями и коммуникациями.
Ссудодатель не отвечает за недостатки имущества, которые им были оговорены при заключении договора, либо были заранее известны ссудополучателю, либо должны были быть обнаружены ссудополучателем во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора (п. 2.3).
Согласно п. 4.1 Договора имущество передается в безвозмездное пользование с 1 августа 2022 года по 15 сентября 2022 года.
Как следует из доводов жалобы и пояснений, которые были даны Пономаревой М.А. в судебном заседании, она после приобретения в собственность указанное здание не использовала, поэтому необходимости обеспечения его системой пожарной безопасности не было. Договором безвозмездного пользования, заключенным с администрацией Пономаревского района Оренбургской области, предусмотрено, что при его заключении ссудополучателю были известны указанные обстоятельства. Этот договор при проведении проверки никто не спрашивал.
Как пояснил в судебном заседании инспектор ОНД и ПР по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам УНД и ПР – государственный инспектор Абдулинского городского округа, Пономаревского и Матвеевского районов по пожарному надзору ФИО19., официально договор, на основании которого в период проведения выборов администрация Пономаревского района Оренбургской области использует здание, принадлежащее на праве собственности Пономаревой М.А., при проведении проверки не запрашивали. Устно в июле 2022 года выяснял указанные обстоятельства у Пономарева Д.В., который является супругом Пономаревой М.А. Был получен отрицательный ответ.
В судебном заседании Пономарев Д.В. подтвердил, что ФИО20. устно спрашивал у него, имеется ли договор, на основании которого здание передано администрации. На тот момент Пономарев Д.В. не знал о том, что договор между Пономаревой М.А. и администрацией муниципального образования Пономаревский район заключен, поэтому ответил отрицательно. Позже ему стало известно, что такой договор заключили в мае 2022 года.
Таким образом, административным органом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, в частности не установлено лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности.
Как подтвердили в судебном заседании ФИО21., составивший протокол об административном правонарушении, и ФИО22., вынесший постановление о назначении административного наказания, сведения о наличии законных оснований использования здания администрацией муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области у Пономаревой М.А. не запрашивались. У администрации муниципального образования указанные сведения были запрошены устно, в связи с чем доказательств не представлено. Кроме того, указанные сведения так же устно были запрошены у Пономарева Д.В., который стороной заключенного договора безвозмездного пользования имуществом не являлся и мог не знать о его существовании.
Довод лица, составившего протокол об административном правонарушении – ФИО23., о том, что договор безвозмездного пользования Пономарева М.А. должна была представить при проведении проверки, о чем указано в решении от 11 августа 2022 года, суд признает несостоятельным, поскольку в перечне документов, необходимых для представления указание на документ, которым право пользования зданием передано другому лицу, отсутствует. Был запрошен перечень зданий, сооружений, помещений, находящихся у Пономаревой М.А. в собственности или в аренде. Документ о праве собственности на здание Пономарева М.А. представила.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление административного органа подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Пономаревой М.А. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Абдулинского городского округа, Пономаревского и Матвеевского районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам, старшего лейтенанта внутренней службы ФИО24 от 30 августа 2022 года № ... по делу об административном правонарушении в отношении Пономаревой М.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.А. Каширина