Судья ФИО3 №а-8012/2024
№а-599/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего ФИО9,
судей Ромадановой И.А., ФИО8,
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя главного специалиста-эксперта Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> ФИО1 на решение Новокуйбышевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО8, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация городского округа <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлениемк Отделению судебных приставов <адрес> Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> (далее – ОСПг. <адрес>), судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес>ФИО7 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя (л.д. 3).
В обоснование заявленных требований указано, что Администрацией городского округа <адрес> в ОСП <адрес> направлено заявление о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вынесенного и.о. мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО6 отказано в возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному исполнительному документу, по причине отсутствия уникального идентификатора начисления в исполнительном документе.В соответствии со статьей 127 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в судебном приказе, является закрытым и не содержит указание на уникальный идентификатор начисления и/или информацию, необходимуюв соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерациио национальной платежной системе.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказев возбуждении исполнительного производства, вынесенное судебным приставом - исполнителем ОСП <адрес> ФИО6 незаконным.
Определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ,в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> (далее – ГУФССП по <адрес>) и, в качестве заинтересованного лица - ФИО2 (л.д. 2)
Решением Новокуйбышевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования администрации городского округа Новокуйбышевск удовлетворены - признано незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО7 об отказе в возбуждении исполнительного производства по судебному приказу, выданному и.о мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> – мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес>, о взыскании с должника ФИО2 в пользу взыскателя Администрации городского округа <адрес> суммы в размере 38985,54 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 31-33).
В апелляционной жалобе главный специалист-эксперт ГУФССП по <адрес> ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого с существенным нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 42-43).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального законаот ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступак информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решенияв соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ«Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон«Об исполнительном производстве») гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспореныих права, свободы и законные интересы, созданы препятствияк осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона«Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц,а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а такжев целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимисяв административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанностьпо доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что судебным приказоми.о. мирового судьи судебного участка № судебного районаг. <адрес> - мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с ФИО2 в пользу Администрации городского округа <адрес> взыскана задолженность за социальный наем жилого помещения, за период с февраля 2017 года по август 2023 годав размере 38985,54 рублей и госпошлину в доход государства в размере 684,78 (л.д. 11).
Постановлением ОСП <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ,в связи с отсутствием в исполнительном документе, содержащем требования о взыскании задолженности по платежам в бюджет уникального идентификатора начисления и/или информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе (л.д. 10).
Полагая, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказев возбуждении исполнительного производства не соответствуетзакону и нарушает права, Администрация городского округа <адрес> обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности доводов административного ответчика о том, что отсутствие вышеуказанных реквизитов препятствовало совершению судебным приставом исполнительных действий, поскольку в судебном приказе содержались иные данные о должнике, а также к выводу о том, что отказв возбуждении исполнительного производства, в рассматриваемом случае, нарушает права взыскателя на своевременное исполнение судебного акта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства и подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Согласно статье 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 настоящего закона.
В соответствии с частью 8 статьи 30 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона«Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказев возбуждении исполнительного производства, если документне является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника.
Данной норме корреспондирует предусмотренное положениями статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ«Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» право судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов получать и обрабатывать персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию.
Требования к предъявляемым исполнительным документам установлены статьей 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1.1 статьи 13 Федерального закона«Об исполнительном производстве» в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежамв бюджет, наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией должны содержаться уникальный идентификатор начисленияи информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а в акте органа, должностного лица, содержащем требование о взыскании денежных средств в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, также должна быть проставлена отметка о неисполнении должником указанного требования. В случае направления соответствующего акта для исполнения в Федеральную службу судебных приставов в форме электронного документа отметкао неисполнении должником требования о взыскании денежных средств в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержание судебного приказа определяется федеральными законами. Таким образом, законодателем установлены специальные требования к содержанию такого исполнительного документа, как судебный приказ.
Требования к содержанию судебного приказа установленыстатьей 127 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в судебном приказе указываются: номер дела и дата вынесения приказа; наименование суда, фамилияи инициалы судьи, вынесшего приказ; сведения о взыскателе: для гражданина-взыскателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), датаи место рождения, место жительства или место пребывания, одиниз идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для взыскателя, являющегося юридическим лицом, - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика; сведения о должнике, содержащиеся в заявлении о вынесении судебного приказа: для гражданина-должника - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации-должника - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер; закон, на основании которого удовлетворено требование; размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости; размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются; сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета; реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
Таким образом, обязанность указания уникального идентификатора начисления в судебном приказе отсутствует.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 417-ФЗ, помимо внесения изменений в часть 1.1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», были также внесены изменения статью 127 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 3 и 4 части 1 данной статьи). В тоже время, обязанность указания уникального идентификатора начисленияв судебном приказе указана не была.
Из изложенного следует, что согласно буквального содержания вышеуказанных норм права, установленные в них требованияне относятся к таким исполнительным документам, как судебные приказы. В рассматриваемом случае, оснований для отказав возбуждении исполнительного производства, по причине не указания уникального идентификатора начисления, не имелось.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, чтов возбуждении исполнительного производства, в связи с отсутствием уникального идентификатора начисления отказано неправомерно. Наличие в судебном приказе иных сведений о должнике (фамилия, имя, отчество должника, дата, место его жительства, паспортные данные) позволяло судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения; отказ в возбуждении исполнительного производствав рассматриваемом случае нарушает права взыскателяна своевременное исполнение судебного акта.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО6 об отказе в возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное отсутствиемв исполнительном документе уникального идентификатора начисления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствиис положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение городского суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом, судебная коллегияне находит оснований к отмене обжалуемого решения городского суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: