Дело № 2-4685/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл ДД.ММ.ГГГГ года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кужугета Р.Ш., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балдан Алтаны Омаковны к Министерству образования Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение,
с участием истца Балдан А.О.,
у с т а н о в и л:
истица обратилась в суд с иском к Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения. Истица зарегистрирована в <адрес>, фактически снимает жилье в аренду по адресу: <адрес>, остро нуждается в жилом помещении, так как не имеет собственного жилья, не имеет возможности приобрести жилье. Кроме того, в январе 2024 года родила сына, арендует с сыном частный дом. Считает, что имеет право на предоставление жилья по месту жительства, то есть в <адрес>, однако в нарушение норм закона до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Просит обязать ответчика предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма на территории <адрес> Республики Тыва, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истица иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства образования Республики Тыва и третьего лица Мэрии <адрес> Республики Тыва в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.
Выслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей".
Пунктом 51 Положения о Министерстве образования Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 октября 2021 г. N 567, предусмотрено, что Министерство предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда.
Законом Республики Тыва от 14.12.2023 № 988-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», а именно: исключены положения по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, установлено, что в настоящее время полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва – Министерство образования Республики Тыва.
Согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ №, выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ, Балдан Алтана Омаковна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, в графе <данные изъяты> (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленная Органом Управления записи актов гражданского состояния (Агентства) в <адрес>).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва <данные изъяты>
Постановлением председателя городской администрации от ДД.ММ.ГГГГг № несовершеннолетней Балдан Марияте Омаковне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опекуном ФИО6
Согласно сведениям, представленным по запросу суда, Органом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после перемены имени ДД.ММ.ГГГГ стала ФИО1, запись акта о перемене имени №.
Регистрационно-контрольной карточкой подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в очереди на получение жилого помещения в <адрес>; порядковый номер в очереди на <данные изъяты>
Согласно свидетельству о рождении I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе <данные изъяты>, матерью ребенка является истица ФИО1 (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленная Органом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в <адрес> и <адрес>).
Согласно материалам дела и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведений о наличии жилого помещения у истицы не имеется.
Таким образом, установлено, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на предоставление жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истицы на обеспечение жилым помещением на законном основании ответчиком не оспаривается.
Таким образом, поскольку истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечена, поставлена на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения подлежит удовлетворению.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра г. Кызыла №2375 от 21 сентября 2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл», а именно: не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Балдан Алтаны Омаковны к Министерству образования Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Министерство образования Республики Тыва предоставить Балдан Алтане Омаковне (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>) на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.Ш. Кужугет