РЕШЕНИЕ
ИФИО1
2 апреля 2024 года <адрес>, Чеченская Республика
Шейх-Мансуровский районный суд <адрес> ЧР в составе:
председательствующего судьи Цакаева Б. А-М.,
при помощнике судьи ФИО12,
с участием:
истца ФИО2,
представителя третьего лица ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 о признании права собственности на объект незавершенного строительства, о выделе доли, о прекращении права общей собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО8, ФИО7, ФИО9 и ФИО6 и просит:
– прекратить право общей долевой собственности на объект незавершенного строительства (фундамент) и земельный участок, расположенные по адресу:
<адрес>, между ФИО3 с одной стороны и ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО6 – с другой стороны;
– выделить в натуре ФИО2 объект незавершенного строительства (фундамент), расположенный по адресу: <адрес>, Батаева 111 («г»);
– признать за ФИО3 право личной собственности на объект незавершенного строительства (фундамент), расположенный по адресу:
<адрес>, Батаева <адрес> («г»), на земельном участке площадью 356 квадратных метров;
– выделить в натуре ФИО2 земельный участок площадью 356 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> «Г»;
– признать за ФИО3 право собственности на выделенный земельный участок площадью 356 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> «Г».
Свои исковые требования ФИО2 мотивирует тем, что его отцу ФИО16 Зиявди принадлежало на праве собственности целое домовладение, расположенное по адресу:<адрес>, со всеми пристройками и сооружениями, которые имелись на территории прилегающего земельного участка.
ФИО8 и ФИО7 доводятся истцу родными братьями. Отец при жизни поровну разделил между ними участок, дал возможность каждому построить дом на этом участке, после чего в установленном порядке были заключены договоры дарения в равных долях <адрес> в <адрес>, хотя фактически каждый владел уже своим отдельным домом на этом земельном участке.
Во время военных действий возведенный истцом дом был разрушен, в связи с чем, по окончании военных действий он возвел фундамент на своей части домовладения, по адресу: <адрес> «Г».
Также им во время военных действий были утеряны имевшиеся у него документы на дом, восстановить их он не смог ввиду отсутствия архивов в БТИ
<адрес> и нотариальных конторах <адрес>.
Домовладение № по <адрес> стало долевым ввиду отчуждения им отцом их долей, что усматривается из сохранившихся документов долевых сособственников.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок № «В» по <адрес> в г. <адрес>ю 310 кв. метров, с кадастровым номером 20:17:036:0015:70, значится зарегистрированным на праве собственности за ФИО6, которой согласно сведениям из БТИ <адрес> данное имущество принадлежит на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец также полагает, что восстановить его права можно только в судебном порядке.
В его фактическом владении в настоящее время находится земельный участок площадью 356 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, и возведенный на нем под строительство жилого дома фундамент. Участок огорожен забором со всех сторон, имеется отдельный вход на территорию домовладения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на соответствующие нормы гражданского, земельного законодательств, а также акты толкования закона, просит суд удовлетворить его исковые требования.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования по приведенным в исковом заявлении доводам поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчики ФИО8, ФИО9 и ФИО15 в судебное заседание не явились, в своих заявлениях в адрес суда сообщили, что просят суд рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Департамента жилищной политики Мэрии
<адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Учитывая факт надлежащего извещения участников процесса о времени, дате и месте судебного заседания, принимая во внимание поступившие от ответчиков заявления, суд рассмотрел дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков и представителя третьего лица.
Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица – Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес> (далее – КИЗО Мэрии
<адрес>) ФИО13, действующая на основании доверенности со всеми процессуальными правами, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ, сообщила суду, что КИЗО Мэрии <адрес> возражает против удовлетворения исковых требований ФИО2, за исключением требования о признании права собственности на объект незавершенного строительства. В обоснование своей позиции представитель КИЗО Мэрии <адрес> сообщила, что собственник строения, расположенного на земельном участке, имеет право обратиться в КИЗО Мэрии <адрес> с заявлением о бесплатной приватизации земельного участка. Обращение в суд с данным требованием в обход установленного порядка приватизации является нарушением закона.
Изучив материалы дела, проверив и оценив представленные истцом доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно представленным Публично-правовой компанией «Роскадастр» сведениям, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО8; 1/2 доля домовладения, находящегося по адресу: <адрес> «А», принадлежит ФИО7; 1/2 доля домовладения, расположенного по адресу: <адрес> «Б», принадлежит ФИО9; 1/2 доля домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО6. Сведений о собственнике домовладения, находящегося по адресу: <адрес> «Г», не имеется.
Разрешая исковые требования ФИО2 в части признания единоличного права собственности на объект незавершенного строительства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 2 указанной статьи гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума ВАС Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.
На объект незавершенного строительства как на самовольную постройку может быть признано право собственности при наличии оснований, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 12 Гражданского кодека Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 59 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков, руководствуясь приведенными нормами закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании за ним права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> «Г».
Разрешая требования истца о признании права собственности на земельный участок, суд приходит к следующему.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 25 Земельного кодекса РФ).
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ГК РФ).
Конституция Российской Федерации в статье 36, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), предписывая тем самым федеральному законодателю устанавливать в рамках своей компетенции условия реализации этого конституционного права.
В порядке реализации указанных конституционных гарантий федеральные законы предоставляют гражданам право, как получить определенные виды земельных участков в собственность бесплатно, так и оформить их в собственность с применением разных административных процедур.
Часть 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» устанавливает право гражданина Российской Федерации приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Данное законоположение предоставляет гражданам право получить земельные участки в собственность бесплатно посредством принятия уполномоченным государственным (муниципальным) органом распорядительного акта на основании соответствующего заявления гражданина, чье право собственности на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после этого дня, но при условии, что право собственности на данный дом перешло к гражданину в порядке наследования, а право собственности наследодателя на него возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вывод суда о необходимости признания права собственности истца на объект незавершенного строительства, для получения земельного участка в собственность истцу необходимо обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный государственный (муниципальный) орган.
При таких обстоятельствах, поскольку право собственности на земельный участок с истцом никто не оспаривает, нарушения прав и законных интересов истца на данном этапе не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> «Г».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (паспорт гражданина РФ № №) на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> «Г».
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (паспорт гражданина РФ 96 00 №) на недвижимое имущество – объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> «Г».
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Шейх-Мансуровский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
ФИО14-М. Цакаев
Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.