М.№ 5- 59/2022
УИД: 44RS0014-01-2022-000090-23
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п. Островское 28 января 2022 г.
Судья Островского районного суда Костромской области Белоглазов В.С.,
рассмотрев в порядке подготовки протокол об административном правонарушении № 38 от 25.01.2022г., составленный заведующим отделом по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС администрации Островского муниципального района Тереховым В.Н. в отношении Соловьева Е.Н. по ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ,
установил:
27 января 2022 г. протокол об административном правонарушении № от 25 января 2022 г. в отношении Соловьева Е.Н. поступил в Островский районный суд Костромской области.
Изучив протокол об административном правонарушении, документы, приложенные к протоколу, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с изменениями, вносимыми в протокол об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по их содержанию, которые прилагаются к изменениям (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, изменения в протокол об административном правонарушении вносятся в их отсутствие. Копия измененного протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня изменения указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении в отношении Соловьева Е.Н. по ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ следует, что в протокол об административном правонарушении № от 25.01.2022г. в отношении Соловьева Е.Н. должностным лицом внесены изменения, которые незаверены подписью должностного лица составившего протокол. Кроме того, Соловьёву Е.Н. вменяется в вину административное правонарушение предусмотренное ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, тогда как содержание протокола об № от 25.01.2022 г. содержит сведения о привлечении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Допущенное должностным лицом неправильное оформление протокола об административном правонарушении может быть устранено только путем возвращения материалов дела заведующему отделом по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС администрации Островского муниципального района на стадии подготовки дела к рассмотрению и не может быть восполнено непосредственно при рассмотрении дела.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении № от 25.01.2022г. в отношении Соловьева Е.Н. по ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, возвратить заведующему отделом по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС администрации Островского муниципального района Терехову В.Н. для устранения выявленных недостатков.
Определение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья- В.С. Белоглазов