Дело № 2-1649/2023 (УИД № 74RS0017-01-2023-001144-42)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года г.Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.
при секретаре Бурцевой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Ибрагимовой И.А., представителя ответчика Аболмазовой А.С.,
гражданское дело по иску Ибрагимовой Ирины Альбертовны к Областному казенному учреждению Центр занятости населения г. Златоуста, Акционерному обществу «Златоустовский машиностроительный завод» о возложении обязанности, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Ибрагимова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Областному казенному учреждению Центр занятости населения г. Златоуста (далее по тексту – ОКУ ЦЗН г. Златоуста), в котором, с учетом поступившего уточнения, просила обязать ответчика произвести перерасчет пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ОКУ ЦЗН г. Златоуста недополученное пособие по безработице ДД.ММ.ГГГГ в размере 226,42 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 88,95 руб. (л.д.3-4,36).
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что в период ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с АО «Златмаш». ДД.ММ.ГГГГ была уволена по сокращению штата, в связи с чем, ей выдана справка о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице, согласно которой, ее средняя заработная плата составляет 28 127,44 руб. При обращении в ЦЗН данная справка не была принята, со ссылкой на то, что необходимые данные содержатся в системе межведомственного электронного взаимодействия. Однако по данным указанной системы ее (истца) средний заработок составил 19 312,50 руб., в связи с чем, ей было назначено пособие по безработице в меньшем размере, чем это предусмотрено нормами действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ при явке в ЦЗН выяснилось, что в Системе произошло изменение размера ее (истца) среднего заработка в сторону увеличения, в связи с чем, было подано заявление с просьбой произвести перерасчет размера пособия на основании первоначальной справки, выданной АО «Златмаш», на что получен отказ. Изменение размера среднего заработка произошло по причине несвоевременной выплаты АО «Златмаш» оплаты вынужденного прогула, в связи с чем, в системе отражались некорректные данные о среднем заработке.
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25оборот), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (далее по тексту – АО «Златмаш»).
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29оборот), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный внебюджетный фонд – Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОСФР по Челябинской области).
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), АО «Златмаш» исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Истец Ибрагимова И.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что состояла в трудовых отношениях с АО «Златмаш», с ДД.ММ.ГГГГ была повторно уволена с предприятия, в связи с сокращением штата. При обращении в ЦЗН с целью постановки на учет в качестве безработного, ей предоставлялась справка о размере средней заработной платы для определения размера пособия по безработице, которая не была принята специалистами ЦЗН, со ссылкой на то, что нормами действующего законодательства предусмотрен электронный документооборот. Согласно данных Системы межведомственного взаимодействия, ее средний заработок составлял 19 тысяч рублей, из данного заработка был рассчитан размер пособия. АО «Златмаш» произвел с ней окончательный расчет ДД.ММ.ГГГГ, после чего она стали интересоваться в ЦЗН изменились ли сведения о размере ее заработка в Системе. Сведения изменились лишь ДД.ММ.ГГГГ, после чего она сразу обратилась с требованием произвести перерасчет пособия. Однако, ответчик ОКУ ЦЗН произвел перерасчет только в мае 2023 года, при этом перерасчет произведен с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ОКУ ЦЗН г. Златоуста Аболмазова А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.15) и отзыве на уточненное исковое заявление (л.д.36), из которых следует, что средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу, перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Исходя из полученных данных с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у ПФР, Ибрагимовой И.А. было назначено пособие в размере 14 484,38 руб. за первые три месяца и 5750,00 руб. за последующие 3 месяца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Перерасчет пособия по безработице происходит при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений. В связи с тем, что данные об изменении размера заработной платы Ибрагимовой И.А. поступили в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ, то и перерасчет пособия истцу был произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ истцу скорректировано и выплачено недополученное пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 363,91 руб. Основания для перерасчета пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Дополнительно суду пояснила, что в ЦЗН предусмотрено межведомственное взаимодействие посредством электронного документооборота. Выплаты пособия производятся на основании данных СМЭВ. Перерасчет производится в случае изменения зарплаты, внесения корректировок, после чего делается запрос в СМЭВ и только с даты получения данных из СМЭВ возможно сделать перерасчет. В законе прописано, что перерасчет производится только с даты получения корректировок, в связи с чем, основания для перерасчета пособия за период, указанный в уточненном исковом заявлении, отсутствуют.
Представитель соответчика АО «Златмаш» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.76).
Представитель третьего лица ОСФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия (л.д.72,74). В письменном отзыве на исковое заявление (л.д.73-74) указал, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в ФОМС переданы налоговым органам, в связи с чем, вопросы администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование находятся в ведении налоговых органов и не входят в компетенцию ОСФР по Челябинской области. Кроме того истец в своем заявлении указывает на корректировку сведений за ДД.ММ.ГГГГ гг., т.е. за периоды, когда органы ПФР администраторами страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование не являлись. Обжалуемыми периодами в исковом заявлении являются ДД.ММ.ГГГГ., т.е. учет по начисленным и уплаченным страховым взносам производится налоговыми органами в соответствии с нормами налогового законодательства. Социальный Фонд Российской Федерации не наделен правом по учету правильности исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет СФР за указанные периоды. Таким образом, в деле по заявлению Ибрагимовой И.А. интересы ОСФР по Челябинской области не затрагиваются, вопросов, входящих в компетенцию, не усматривается. Вынесенное судом решение по данному делу не повлияет на права и обязанности ОСФР по Челябинской области. Учитывая изложенное, ОСФР по Челябинской области оставляет вопрос о возможности удовлетворения требований Ибрагимовой И.А. на усмотрение суда.
Руководствуясь положениями ст.ст.2,61,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч.2 ст.39 Конституции РФ).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы урегулированы Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон от 19.04.1991 года № 1032-1). Реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, федеральный законодатель закрепил в указанном Законе условия и порядок признания граждан безработными (ст.3), а также установил порядок определения пособия по безработице (ст.30).
В силу п.1 ст.3 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (ч.2 ст.3 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1).
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз.2 п.1 ст.3 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1).
В силу ч.2 ст.12 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1 безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Кроме того, как следует из ст.28 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе, в период временной нетрудоспособности безработного.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п.2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Минимальная и максимальная величина пособия по безработице на 2023 года установлена на основании Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 года № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год», в соответствии с которым для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 рублей.
Статья 31 Закона от 19.04.1991 года № 1032-1 закрепляет условия и сроки выплаты пособия по безработице.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Как следует из искового заявления, пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Ибрагимова И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с ответчиком АО «Златмаш». ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова И.А. была уволена, в связи с сокращением штата (л.д.15).
Реализовав свое право на социальное обеспечение, предоставленное нормами действующего законодательства, Ибрагимова И.А. обратилась в ОКУ ЦЗН <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве безработной.
Приказом ОКУ ЦЗН г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ № Ибрагимова И.А. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлены периоды выплаты пособия по безработице 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: в размере 14 484,38 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 5 750,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Ибрагимова И.А. указала, что устанавливая размер пособия по безработице, ответчик ОКУ ЦЗН г. Златоуста принял во внимание сведения о среднем размере заработной платы заявителя, поступившие посредством межведомственного взаимодействия. Имеющиеся в распоряжении ОКУ ЦЗН г. Златоуста сведения содержали некорректные данные об ее (истца) среднем заработке. При этом, обращаясь к ответчику с заявлением о постановке на учет, она представляла справку на бумажном носителе, выданную при увольнении АО «Златмаш», содержащую актуальные данные о ее среднем заработке, которая не была принята к рассмотрению со ссылкой на то, что необходимые данные содержатся в Системе межведомственного электронного взаимодействия.
В подтверждение изложенных доводов, Ибрагимовой И.А. в материалы дела представлены письменные доказательства.
Из справки, выданной Ибрагимовой И.А. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что она работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Златмаш», средний заработок за последние три месяца составил 28 127,44 руб. (л.д.5).
Ибрагимова И.А. обращалась к директору ОКУ ЦЗН г. Златоуста с заявлением (л.д.6), в котором просила принять справку о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, выданную АО «Златмаш», а также рассчитать пособие в полном размере.
На поданное заявление дан ответ (л.д.7), из которого следует, что средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Согласно сведениям, полученным посредством СМЭВ, заявитель осуществлял трудовую деятельность на последнем месте работы в АО «Златмаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для расчета среднего заработка необходимо учитывать доход, подтвержденный ПФР за ДД.ММ.ГГГГ. Средний доход за расчетный период составил 19 312,50 руб. Данная сумма принята инспектором ОКУ ЦЗН г. Златоуста для расчета пособия по безработице с даты обращения для регистрации в качестве безработного и назначения пособия. Руководствуясь п.п.3 и 4 Правил, для расчета пособия по безработице гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем в следующих случаях, если гражданин находился в отпуске но беременности и родами (или) в отпуске по уходу за ребенком в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления; доход гражданина за период 3 месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложениюстраховыми взносамив части обязательного пенсионного страхования в соответствии с пп.14 п.1 и пп.1 п.3 ст.422 НК РФ; периоды, указанные в пп.гп.2 Правил, относятся к периоду занятости гражданина не по последнему месту работы; у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы(службы) в периоды, указанные в пп.г п.2 Правил. Во всех иных случаях средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом «О занятости населения в Российской Федерации», органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы службы, на которых были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Данные сведения запрашиваются ЦЗН путем запроса СМЭВ в УПФР РФ.
В судебном заседании истец Ибрагимова И.А. указала, что неоднократно обращалась в ОКУ ЦЗН г. Златоуста с просьбой произвести перерасчет начисленного пособия, в том числе, на основании сведений, содержащихся в справке АО «Златмаш», выданной ей при увольнении, а также после поступления корректных данных в системе межведомственного взаимодействия, однако перерасчет был произведен лишь в ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что перерасчет пособия с использованием корректных данных об ее среднем заработке должен был быть произведен с момента назначения пособия.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ОКУ ЦЗН г. Златоуста указал, что оснований для перерасчета пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку все изменения данных в отношении конкретного лица производятся со дня представления скорректированных сведений. Данные о размере заработной платы Ибрагимовой И.А. поступили в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, перерасчет размера пособия был произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ. Ибрагимовой И.А. выплачено недополученное пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 363,91 руб.
Как отмечалось ранее, Ибрагимова И.А. признана безработной и поставлена на учет в ОКУ ЦЗН г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ, период выплаты пособия по безработице – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
При постановке Ибрагимовой И.А. на учет посредством межведомственного взаимодействия путем получения ответа из СМЭВ ДД.ММ.ГГГГ получены сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы (л.д.19), в том числе за ДД.ММ.ГГГГ, плательщик – АО «Златмаш», сумма, на которую начислены страховые взносы, – 8 905,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ, плательщик – АО «Златмаш», сумма, на которую начислены страховые взносы, – 29 720,00 руб.
Аналогичные данные о доходе за ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ибрагимовой И.А., плательщик – АО «Златмаш», получены из СМЭВ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Кроме того, при получении ответа ДД.ММ.ГГГГ также получены сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, за ДД.ММ.ГГГГ, плательщик – АО «Златмаш», суммы, на которую начислены страховые взносы, 36 556,00 руб., 53,00 руб. и 39 358,00 руб., соответственно.
Из представленной ответчиком ОКУ ЦЗН г. Златоуста справки о доходах следует, что доход Ибрагимовой И.А., полученный за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 43 453,13 руб., в том числе, за январь – 14 484,38 руб., за февраль – 14 484,38 руб., за март – 14 484,37 руб. (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ ОКУ ЦЗН г. Златоуста из СМЭВ получены скорректированные данные, представленные плательщиком АО «Златмаш», в отношении Ибрагимовой И.А. (л.д.21), из которых следует, что сумма, на которую начислены страховые взносы, в ДД.ММ.ГГГГ года составила 35 627,00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 22 905,00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 34 810,00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 36 556,00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 53,00 руб. и в ДД.ММ.ГГГГ – 39 358,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ОКУ ЦЗН г. Златоуста вынесен приказ № (л.д.23), на основании которого Ибрагимовой И.А. изменен ранее назначенный размер пособия с ДД.ММ.ГГГГ, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пособия составил 75% среднемесячного заработка – 14 710,80 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пособия составил 60% среднемесячного заработка – 5 750,00 руб.
Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 года № 1909) утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан включает в себя постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета государственными учреждениями службы занятости населения.
В силу п.4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.
Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (резюме) в форме электронного документа. В случае направления заявления с использованием единого портала или регионального портала гражданин, обратившийся в центр занятости населения, направляет резюме с использованием единой цифровой платформы не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления. Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, направляется уведомление о необходимости направления резюме в установленный срок. В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным (п.5 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
Как следует из п.15 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, центр занятости населения осуществляет постановку гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений, содержащихся в заявлении и резюме, не позднее одного рабочего дня после принятия заявления. Днем постановки на регистрационный учет является день принятия заявления. Уведомление о постановке на регистрационный учет направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его постановки на регистрационный учет.
Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
В силу п.20 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы зарегистрированный гражданин лично представляет документы, предусмотренные ч.6 ст.7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе: свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык; документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992-1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации; документы об образовании и (или) о квалификации, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
В случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ, зарегистрированный гражданин лично представляет справку о среднем заработке, исчисленном работодателем по последнему месту работы (службы), по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В момент спорных отношений действовали Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утв. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 года № 1552, в силу п.4 которых гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем.
Зарегистрированному гражданину, претендующему на признание его безработным, центры занятости населения устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного гражданина не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Днем подачи заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, является день его принятия центром занятости населения в соответствии с Правилами регистрации граждан (п.5 Правил регистрации безработных граждан).
Из п.6 Правил регистрации безработных граждан следует, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ, о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о страховом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с п.19 Правил регистрации граждан, а также представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с п.20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с п.5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов.
В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки, установленной в соответствии с п.5 настоящих Правил, о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.
Как отмечалось ранее, при обращении в ОКУ ЦЗН г. Златоуста с заявлением о постановке на учет, Ибрагимовой И.А. была представлена справка работодателя АО «Златмаш» о среднем заработке, которая не была принята со ссылкой на то, что вся необходимая информация содержится в системе межведомственного взаимодействия.
При постановке Ибрагимовой И.А. на учет и исчислении размера пособия, ОКУ ЦЗН г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ из СМЭВ была получена информация о среднем заработке заявителя. При этом размер среднего заработка отличался от размера, указанного в справке, представленной Ибрагимовой И.А. при подаче заявления о постановке на учет. При исчислении размера пособия были приняты данные, полученные из СМЭВ. Скорректированные данные были получены ЦЗН лишь ДД.ММ.ГГГГ. Именно с указанной даты Ибрагимовой И.А. был произведен перерасчет пособия.
По данным АО «Златмаш» (л.д.45-50), в связи с рассмотрением гражданских дел по искам Ибрагимовой И.А., работодателем произведены корректировки относительно размера заработной платы Ибрагимовой И.А., которые были направлены в ФНС после вступления решений в законную силу, в том числе, произведена корректировка расчета по страховым взносам ДД.ММ.ГГГГ, дата отправки – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50). Налоговая декларация (расчет) с корректировкой за 6 ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде принята Межрайонной ФНС России № 21 по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64).
Из ответа Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37) следует, что в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации» сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по плательщикам страховых взносов, производящим выплаты в пользу физических лиц и персонифицированные сведения по застрахованным лицам передаются налоговым органом в ПФР в электронной форме ежемесячно не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем представления расчета (уточненного расчета) в соответствии с НК РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уточненные расчеты по страховым взносам, представленные АО «Златмаш», начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за периоды, в том числе, полугодие ДД.ММ.ГГГГ переданы в ПФР, из ПФР поступил положительный результат о приеме расчетов по страховым взносам за указанный период.
Из ответа Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда (л.д.29-30) следует, что АО «Златмаш» представлены уточненные расчеты по страховым взносам: за полугодие ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ –ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ., за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. В данных расчетах организация вносит изменения в сведения о суммах выплат, базе и сумм страховых взносов в отношении Ибрагимовой И.А. В налогом органе отсутствуют сведения об основании перерасчета выплат Ибрагимовой И.А. Кроме того, указано, что в связи с большим объемом передаваемой в ПФР информации сообщить дату отправки уточненных расчетов в ПФР не представляется возможным. Протоколы о положительном результате приема расчетов по страховым взносам за вышеперечисленные периоды из ПФР поступили ДД.ММ.ГГГГ.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ОКУ ЦЗН г. Златоуста сослался на Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам», в соответствии с п.14 которого при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
Суд не может согласиться с доводами представителя ОКУ ЦЗН г. Златоуста.
Как отмечалось ранее, в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при постановке гражданина на учет необходимые документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы (п.6 Правил регистрации безработных граждан), вместе с тем, это не исключает возможность предоставления необходимых документов лично гражданином при подаче заявления о постановке на учет (п.20 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы), в том числе, гражданин имеет право лично представить справку о среднем заработке, исчисленном работодателем по последнему месту работы (службы), по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Данная норма закреплена в действовавшем на момент спорных отношений Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п.4).
Из пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что она неоднократно, в том числе, письменно (л.д.6) обращалась в ОКУ ЦЗН г. Златоуста с требованием произвести перерасчет на основании выданной АО «Златмаш» справки о среднем заработке. Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку представленная Ибрагимовой И.А. справка была выдана в соответствии с действующими нормами и правилами, подписана руководителем организации, главным бухгалтером, содержала печать организации, суд полагает, что ЦЗН должен был принять указанный документ для перерасчета пособия по безработице за спорный период даже при отсутствии актуальных (с учетом корректировки) сведений о заработке истца у ПФР.
Учитывая изложенное, суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика ОКУ ЦЗН г. Златоуста об отсутствии оснований для перерасчета размера начисленного Ибрагимовой И.А. пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, впоследствии ОКУ ЦЗН г. Златоуста на основании полученных скорректированных сведений был произведен перерасчет, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вынесен соответствующий приказ.
Учитывая изложенное, исковые требования Ибрагимовой И.А. законны и обоснованы, подлежат удовлетворению, в связи с чем, она ОКУ ЦЗН г. Златоуста подлежит возложению обязанность произвести перерасчет пособия по безработице, начисленного Ибрагимовой И.А., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ОКУ ЦЗН г. Златоуста подлежит взысканию недополученное пособие по безработице за указанный период.
В удовлетворении исковых требований к АО «Златмаш» следует отказать, поскольку в данном случае Общество не является субъектом спорных правоотношений. АО «Златмаш» обязанности по передаче скорректированных сведений по страховым взносам передало в ФНС, которое в свою очередь передало их в ПФР.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 315 (░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 37 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.