Дело № 12-522/2020
Санкт-Петербург 19 ноября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 38, Сезева О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 313 жалобу генерального директора ООО «Релакс» Яровой Н.П. на постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 30.07.2020 года № 20/09/399359-1 о привлечении ООО «Релакс» к административной ответственности по ст. 8.6.1 п. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге»
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 30.07.2020 года № 20/09/399359-1 ООО «Релакс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6.1 п. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. 00 коп.
Генеральный директор ООО «Релакс» Яровая Н.П. с постановлением не согласна, обратилась с жалобой в Кировский районный суд Санкт-Петербурга, просит постановление изменить в части вида назначенного наказания, заменить назначенный административный штраф на предупреждение. Из жалобы следует, что правонарушение ООО «Релакс» совершено впервые, административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено п. 1 ст. 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге», ООО «Релакс» относится к категории микропредприятий, допущенное правонарушение не повлекло за собой причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, отсутствует имущественный ущерб, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность общества, административный штраф в размере 200 000 руб. носит неоправданно карательный характер, что противоречит конституционным принципам справедливости и соразмерности назначенного наказания. Также в жалобе указано, что должностное лицо Маркова Е.А. не имело право составлять протокол об АП, так как не входит в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об АП по ст. 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге», что ООО «Релакс» не было уведомлено о дате, месте и времени составления протокола об АП. Также из жалобы следует, по состоянию на 02.06.2020 года магазин «RelaksXXX» фактически не осуществлял коммерческую деятельность и не реализовывал товар в арендуемом помещении, посещение торговой точки в ТК «Галерея 1814» 02.06.2020 года в 14.55 было осуществлено с целью сбора заказа, оформленного через интернет магазин, что зафиксировано в журнале выдачи/приема ключей и может подтвердить старший смены ООО «Гарант-Секьюрити» Пчелкиным Д.А., а также подтверждается справкой, выданной ООО ФПП «АБС» исх. № 47/20 от 20.08.2020 года. Кроме того, на 02.06.2020 года генеральный директор ООО «Релакс» являлась кормящей матерью (ребенок родился 06.01.2020 года) и не могла оставить ребенка дольше, чем на 3 часа, соответственно не могла осуществлять продажу товара в магазине.
В судебное заседание законный представитель ООО «Релакс» генеральный директор Яровая Н.П. явилась, доводы жалобы поддержала, пояснила, что весь апрель и май 2020 года магазин «RelaksXXX» был закрыт, он работал только на выдачу интернет-заказов, но их не было, 01.06.2020 года позвонил молодой человек, сказал, что хочет приобрести в магазине определенный товар, она попросила его сделать заказ на сайте и потом приехать в магазин получить его, а также предложила доставить товар ему по указанному им адресу. Молодой человек сказал, что он сам заберет товар в магазине, и она договорилась с ним, что товар можно забрать 02.06.2020 года после 15.00 в магазине по адресу: <адрес>». Она приехала в магазин в 15.00, через 20 минут пришли сотрудники комитета по контролю за имуществом СПб. Также просила обратить внимание на то, что при входе в магазин висело объявление: «Выдача интернет-заказов. Вход в маске и перчатках» и что в магазине продавались непродовольственные товары первой необходимости.
В судебном заседании участвовал представитель Администрации Кировского района СПб Селедец М.А., действующая на основании доверенности от 26.12.2019 года, которая полагала, что постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 30.07.2020 года № 20/09/399359-1 является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, предоставила письменный отзыв, который приобщен к материалам жалобы. В отзыве указано, что при вынесении постановления в отношении ООО «Релакс» было учтено, что в магазине осуществлялась розничная торговля как непродовольственными товарами, не являющимися товарами первой необходимости, так и товарами, включенными в перечень товаров первой необходимости, неограниченному кругу лиц с очным присутствием граждан (покупателей), в торговом зале магазина было зафиксировано наличие товаров, не входящих в Перечень с ценниками. Также было учтено, что запрет (временное приостановление) деятельности объектов розничной торговли, находящихся в зданиях ТРЦ и имеющих торговые залы, был снят только с 27.07.2020 года и была учтена позиция ККИ, изложенная в письме от 03.07.2020 года № 01-27-3113/20-0-0, согласно которой вынесение администрацией района постановлений о прекращении дела рассматриваемой категории необоснованно повлекло за собой избежание недобросовестными хозяйствующими субъектами установленной законом ответственности, продолжение работы торговых объектов и дальнейшее распространение коронавирусной инфекции. В отзыве Селедец М.А. указывает на то, что она полагает необходимым привлечь к участию в деле Комитет по контролю за имуществом СПб в качестве заинтересованного лица, так как представителями данного исполнительного органа государственной власти составлялись юридически значимые документы, послужившие основанием для вынесения обжалуемого постановления. Суд отказывает в привлечении к рассмотрению жалобы Комитета по контролю за имуществом СПб в качестве заинтересованного лица, так как это не предусмотрено нормами КоАП РФ.
В судебном заседании была исследована видеозапись, которая является приложением к протоколу об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Яровую Н.П., Селедец М.А., суд считает постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 30.07.2020 года № 20/09/399359-1 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из обжалуемого постановления следует, что ООО «Релакс» нарушило требования постановления Правительства СПб от 13.03.2020 №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, а именно: 02.06.2020 в 15-03 выявлен факт неисполнения ООО «Релакс» требований о временной приостановке работы объекта розничной торговли – магазина «RelaksXXX» по реализации непродовольственных товаров, не являющихся товарами первой необходимости, неограниченному кругу лиц по адресу: <адрес>
Частью 1 ст. 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010) предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно ч.1 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 ст. 4.1 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктами «м» и «у» ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 года (ред. от 01.04.2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с п. «м» настоящего пункта.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 13.03.2020 года на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Согласно п. 2.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Санкт-Петербурга по 26.07.2020 года была запрещена (временно приостановлена) работа объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи, в том числе мобильных средств связи, объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями, объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли табачной продукции, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и (или) продовольственных товаров.
Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 года № 762-р утвержден рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, среди которых указаны, в том числе, санитарно-гигиеническая маска, антисептик для рук, салфетки влажные и сухие, мыло туалетное, бумага туалетная. Из п. 4 вышеуказанного Распоряжения следует, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), данный указ не распространяется, в том числе, на организации (работодателей и их работников), обеспечивающее население продуктами питания и товарами первой необходимости.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Судом при рассмотрении жалобы установлено, что по состоянию на 02.06.2020 года в магазине «RelaksXXX» продавались непродовольственные товары первой необходимости, что отражено в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.06.2020 года, следовательно, ООО «Релакс» было вправе также реализовывать товары, не включенные в перечень непродовольственных товаров первой необходимости.
Также судом установлено, что действия ООО «Релакс» при наличии доказательств нарушения п. 2.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" должны были быть квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, так как согласно п. 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 года, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Пунктом 3.2.2 данного Указа, была временно приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек, аптечных пунктов и пр., в том числе, за исключением объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, продажи товаров дистанционным способом. Указанный пункт по своему содержанию идентичен п. 2.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Кроме того, в материалах дела нет доказательств фактической реализации товаров в магазине «RelaksXXX» 02.06.2020 года в 15.03, согласно фото и видео материалам, имеющимся в материалах дела, в указанное время покупателей в магазине нет, факт продажи каких-либо товаров сотрудникам Комитета не зафиксирован, при входе в магазин висит объявление о выдаче интернет-заказов, согласно справке, предоставленной Яровой Н.П. вместе с жалобой, ей были выданы ключи от арендуемого помещения 02.06.2020 года в 14.45.
Довод, указанный в отзыве, о том, что ООО «Релакс» не имело право осуществлять торговлю в магазине «RelaksXXX», так как он находился в ТЦ «Галерея 1814», а запрет деятельности объектов розничной торговли, находящихся в зданиях ТРК, торговых центров был снят только с 27.07.2020 года, суд считает несостоятельным, так как в протоколе об АП в вину обществу не вменяется осуществление деятельности в торговом комплексе, в протоколе указано на незаконную работу магазина, связанную с реализацией непродовольственных товаров, не являющихся товарами первой необходимости, неограниченному кругу лиц с очным присутствием граждан (покупателей), что является нарушением требований п. 2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга о 13.03.2020 года № 121.
В связи с вышеуказанным, суд считает, что в действиях ООО «Релакс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.6.1 ч. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге».
Доводы Яровой Н.П. о замене назначенного административного штрафа на предупреждение, в связи с вышеуказанным являются несостоятельными. Должностное лицо Маркова Е.А. имела право составлять протоколы об АП по ст. 8.6.1 ч. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге», так как должность, которую она занимает, входит в перечень должностных лиц Комитета по контролю за имуществом СПб, уполномоченных составлять протоколы об АП, утвержденный приказом председателя Комитета по контролю за имуществом СПб № 33-П от 13.04.2020 года. Также не состоятельны доводы жалобы о том, что ООО «Релакс» не было уведомлено о дате, месте и времени составления протокола об АП, так как обществу на юридический адрес была направлена телеграмма с вызовом законного представителя ООО «Релакс» на составление протокола об АП.
В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 30.07.2020 года № 20/09/399359-1 о привлечении ООО «Релакс» к административной ответственности по ст. 8.6.1 ч. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу генерального директора ООО «Релакс» Яровой Н.П. оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 30.07.2020 года № 20/09/399359-1 о привлечении ООО «Релакс» к административной ответственности по ст. 8.6.1 п. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. – отменить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные ст.ст.30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Сезева О.Б.