Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Игумновой Е.В., при секретаре Очировой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанности по обеспечению получения муниципальных услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Кижингинского района Республики Бурятия Доганов Б.Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанности по обеспечению получения муниципальных услуг в электронной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который мотивирован тем, что прокуратурой Кижингинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Кижингинский район» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». Целями реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Вместе с тем, установлено, что на портале государственных услуг администрация района предоставляет 13 услуг, из которых 11 предоставляется в неэлектронном виде. По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы МО «Кижингинский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, его доводы признаны обоснованными, однако мер для устранения нарушений администрацией не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Кижингинского района Республики Бурятия Хобраков М.Б. заявленное требование поддержал по доводам, изложенным с исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Кижингинский район» по доверенности Балданова Б.Б. в судебном заседании исковое требование прокурора признала, с указанным в иске сроком исполнения решения согласилась.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ одним из основных принципов организации предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлена обязанность органа, предоставляющего муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства № 1993-р от 17 декабря 2009 г. утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Согласно данному распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг должен быть реализован с предельным сроком до 1 января 2014 г.
Поскольку вышеуказанными актами установлены требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг должно осуществляться в соответствии с данными требованиями.
Из материалов дела следует, что на портале государственных услуг администрацией муниципального образования «Кижингинский район» Республики Бурятия предоставляется 13 услуг, из которых 11 предоставляется в неэлектронном виде.
Таким образом, возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде, ответчиком ограничена.
Внесенное в данной части представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией МО «Кижингинский район» самостоятельно не исполнено.
В судебном заседании представителем ответчика исковое требование прокурора признано обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленный прокурором района иск в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку выявленные недостатки нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в электронном виде.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом мнения стороны ответчика о согласии с указанным прокурором в иске сроком, считает возможным предоставить ответчику срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается орган местного самоуправления, выступающий по делам в качестве ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кижингинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кижингинский район» Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Кижингинский район» Республики Бурятия, в электронной форме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья Е.В.Игумнова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ