ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 августа 2021 года г. Туймазы
Судья Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан Гиниятова А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Ведущим специалистом-экспертом отдела контроля деятельности медицинских организаций Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан А.Р. Ахметьяновой при проведении плановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ составлен административный протокол № от ДД.ММ.ГГГГ 2019 г. по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
При проведении плановой выездной проверки в отношении ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ (ИНН 0269007362) были выявлены нарушения, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан не явился, извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Представитель ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ Шафиков Р.У. вину в совершении административного правонарушения признал, при этом пояснил, что частично нарушения юридическим лицом устранены, в связи с чем просил назначить наказание в виде штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Изучив дело об административном правонарушении, выслушав представителя юридического лица, прихожу к следующему.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Стандарт оснащения структурных подразделений медицинской организации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению», Приказ Министерства лравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания тедицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения», Приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями», Приказ Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи», Приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», Приказ Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».
Как следует из материалов административного дела ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе осмотра по адресу: <адрес> изучения порядка проведения профилактических осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации установлено следующее. <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, объективная сторона вмененного ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательны.
Кроме того, факт совершения ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается имеющимися в деле доказательствами:
- копией решения о проведении выездной проверки (плановой) от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией акта выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией предписания об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ;
- фотокопиями медицинских карт пациентов;
- копией уведомления о составлении протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- выпиской из реестра лицензий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Совокупность добытых доказательств позволяет установить все юридически значимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу и определенные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности принимаются в качестве доказательств, подтверждающих вину юридического лица в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Протокол составлен правомочным должностным лицом, в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, процедура проведения внеплановой проверки, установленная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также процедура возбуждения дела об административном правонарушении, нарушены не были.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Из информации, представленной ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ, о мероприятиях по устранению нарушений, указанных в Протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в целях устранения нарушений п.п. 20, 23 приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» проведено рабочее совещание с участием руководителей структурных подразделений, в том числе, приемного, неврологического, рентгенологического, наркологического отделений, клинико-диагностической лаборатории.
В ходе совещания было указано на обязательное соблюдение <данные изъяты>
Также ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ в адрес Минздрав РБ направлены обращения по вопросам обеспечения учреждения медицинским оборудования в соответствии с действующими порядками и стандартами оказания медицинской помощи.
С учетом изложенных выше правовых положений, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, обстоятельств, связанных с имущественным положением юридического лица, и в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица, полагаю возможным назначить ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ административное наказание в виде административного штрафа, с применением статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 75 000 руб.
Руководствуясь ст. 29.10 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Туймазинская центральная районная больница (ИНН 0269007362) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по реквизитам:
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его получения либо вручения через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья А.А. Гиниятова