Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 31 июля 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1667/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении
- кадастровой стоимости здания с кадастровым номером №, площадью 4267,1 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание – административно-торговый комплекс с кафе-мороженное (здание литер А), местоположение: <адрес>А, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной рыночной стоимости в размере 62 400 900 рублей,
- архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 059 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации административного-торгового комплекса с кафе-мороженное, расположенного по адресу почтового ориентира: <адрес>А, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, равной рыночной стоимости с учетом уточнений в размере 6 772 145 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником здания с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №:7. Кадастровая стоимость указанного здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 83 210 542 рубля 48 коп. и земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 11 265 929 рублей 92 коп. Административный истец считает, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке, чем нарушаются права истца как собственника, поскольку налоговые платежи исчисляются от кадастровой стоимости объектов.
Административный истец ФИО1, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация г.о. Тольятти Самарской области извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» отзывает ранее заявленное ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, принять решение об установлении кадастровой стоимости спорного объекта в размере равном рыночной стоимости на усмотрение суда, дело рассмотреть в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции представитель заинтересованного лица указал, что стоимость спорного земельного участка и здания, определенные в отчетах об оценки с учетом уточнений, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>А, площадью 4267,1 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание – административно-торговый комплекс с кафе-мороженное (здание литер А), и земельного участка с кадастровым номером №, по адресу почтового ориентира: <адрес>А, площадью 3 059 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации административного-торгового комплекса с кафе-мороженное.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Самарской области, и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальным районам и городским округам Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № определена в размере 83 210 542 рубля 48 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 11.01.2022.
Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 определена в размере 11 265 929 рублей 92 коп., о чем информация внесена в ЕГРН 14.01.2021.
По сведениям ЕГРН состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 11 747 844, 78 рублей приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022, о чем сведения внесены в ЕГРН 05.01.2023.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Исходя из представленных материалов, суд полагает, что права и законные интересы административного истца затрагиваются архивной кадастровой стоимостью земельного участка, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, внесенной 14.01.2021, а также как собственника здания, расположенного на земельном участке. Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 27.06.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 2023.05-20/1 от 14.06.2023, № 2023.05-20/2 от 14.06.2022 № 2023.05-20/1/1 от 26.07.2023 оценщика Забегаловой Е.Ю. независимой оценочной организации ООО «Бюро оценочных технологий» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 в размере 6 772 145 рублей и нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 62 400 900 рубля.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости каждого объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчётах, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка и здания, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, ранее поступившее ходатайство ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» отозвано.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости спорных объектов на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости здания равной рыночной стоимости каждого объекта, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 27.06.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО1 удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, почтовый адрес ориентира: <адрес>А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 6 772 145 (шесть миллионов семьсот семьдесят две тысячи сто сорок пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 62 400 900 (шестьдесят два миллиона четыреста тысяч девятьсот) рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 27.06.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11.08.2023.
Судья И.А. Щетинкина