11RS0001-01-2022-005794-42 Дело № 2-5016/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой С.М.
при секретаре Малоземовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 04 мая 2022 года гражданское дело по иску прокурора Печорского межрайонного прокурора Республики Коми в интересах Владыка Надежды Владимировны к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Печорский межрайонный прокурор Республики Коми в интересах Владыка Н.В. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Владыка Н.В лекарственными средствами «...» № 31 G 100 в количестве 2 упаковок в соответствии с рецептом № ... от ** ** **, необходимыми для проведения назначенного лечения, в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что проведена проверка по обращению Владыка Н.В. о ненадлежащем обеспечении его лекарствами. По результатам которой установлено, что Владыка Н.В. наблюдается в ГБУЗ РК «Печорская ЦБР». В качестве лечения ей выписываются лекарственные средства «...». Однако на основании рецепта лекарственные средства не получены. Недостаточное лекарственное обеспечение истца нарушает ее социальные права, в том числе право на охрану здоровья.
Представитель прокуратуры в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.
Представитель Министерства здравоохранения РК в судебное заседание не явился.
Владыка Н.В. в судебное заседание не явилась.
Представители третьих лиц ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», ГУП «ГАРК» в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Владыка Н.В. наблюдается в ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», нуждается в медицинских средствах «...», имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках региональной программы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Из положений ст. 10 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которого онкологическим больным все лекарственные средства отпускаются бесплатно.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено осуществление мер по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
В целях реализации задач Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Как установлено при рассмотрении дела, рецептом № ... от ** ** ** пациенту назначен лекарственный препарат «...» в количестве 2 упаковок.
Данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание, затем погашен в связи с выпиской рецепта по региональной льготе.
Судом установлено, что Владыка Н.В. обладает правом на получение государственной социальной помощи, в состав которой включено и обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как доказано в ходе судебного разбирательства, на момент обращения в суд с настоящим иском рецепт № ... от ** ** ** был поставлен на отсроченное обслуживание, на момент рассмотрения дела рецепт погашен, следовательно, требования истца о возложении обязанности обеспечить Владыка Н.В лекарственными средствами «...» № 31 G 100 в количестве 2 упаковок в соответствии с рецептом № ... от ** ** ** не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Понятие «разумности пределов» следует соотносить с объектом судебной защиты. Предполагается, что размер возмещения должен быть соотносим с объемом защищаемого права, естественно, быть меньше объема защищаемого права и блага.
Из сложившейся прецедентной практики Европейского суда следует, что государство обязано прекратить допущенное нарушение прав и основных свобод человека и гражданина, и возместить его последствия таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, существовавшую до нарушения.
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Определяя размер компенсации, суд учитывает, что обеспечение указанными медицинскими изделиями в установленный срок является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье Владыка Н.В. были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарством не могло не причинять истцу нравственные страдания. В этой связи, принимая во внимание степень вины ответчика; учитывая индивидуальные особенности истца; учитывая длительность периода, в течение которого Владыка Н.В. не была обеспечена лекарственным препаратом; руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу Владыка Н.В. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Владыка Надежды Владимировны компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Отказать в исковых требованиях прокурора Печорского межрайонного прокурора Республики Коми в интересах Владыка Надежды Владимировны к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Владыка Надежду Владимировну лекарственными средствами «...» № 31 G 100 в количестве 2 упаковок в соответствии с рецептом № ... от ** ** **.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий С.М. Сухорукова
Мотивированное решение оставлено 05.05.2022