55RS0007-01-2023-007854-26
Дело № 2-762/2024 (2-6418/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.Ю.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов в страховой стаж, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Т.Ю.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периодов в страховой стаж, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование указала, что 10.08.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения. Решением ответчика от 23.11.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по причине обращения за назначением пенсии ранее установленного срока. Полагает, что пенсионным органом необоснованно включен период работы с 02.02.1995 по 15.11.1995 в календарном исчислении, а не в льготном. Кроме того, в специальный стаж истца не были включены периоды: прохождения военной службы по контракту с 21.09.1999 по 04.04.2000 в должности медицинской сестры – анестизиста, период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01.06.2005 по 01.07.2005, период работы с 05.02.2011 по 07.04.2011 в ФГУ «Военный госпиталь» ВДВ. Полагает решение пенсионного органа незаконным и необоснованным.
С учетом уточнения исковых требований, просила обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения, в льготном исчислении следующие периоды: период работы с 02.02.1995 по 15.11.1995 в должности медицинской сестры в анестезиологическом отделении в Противотурберкулезном диспансере № 4; период прохождения военной службы по контракту с 21.09.1999 по 04.04.2000 в должности медицинской сестры анестезиста; период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 по 01.07.2005; период работы с 05.02.2011 по 07.04.2011 в ФГУ «193 военный госпиталь» ВДВ в должности медицинской сестры – анестизиста, в страховой стаж – период работы с 01.04.2011 по 07.04.2011.
Истец Т.Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области М.Н.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия правовых оснований.
Заслушав позицию сторон, исследовав материалы гражданского дела, пенсионное дело Т.Ю.В., оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.01.2019, 12.05.2021, 10.08.2022 истец Т.Ю.В. обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решениями пенсионного органа от 01.04.2019 и мая 2021 года по заявлениям от 10.01.2019 и 12.05.2021 соответственно в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Решением пенсионного органа от 23.11.2022 по заявлению от 10.08.2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине подачи заявления ранее установленного срока.
Согласно позиции ответчика, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях, Федеральный закон«О страховых пенсиях»), страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 30 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30 (с учетом переходных положений, закрепленных в ст. 35 названного закона, на 2022 год ИПК составляет 23,4). Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получения независимо от возраста в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначается не ранее сроков, указанных в Приложении № 7 к названному закону.
По подсчетам пенсионного фонда стаж лечебной деятельности истца на дату подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил: с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, при применении частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом положений постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П – 30 лет 04 месяца 00 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 68,464.
При этом, период работы истца с 02.02.1995 по 15.11.1995 в должности медицинской сестры в анестезиологическом отделении «Противотурбекулезном диспансере № 4» засчитан в специальный стаж в календарном порядке. Также, не включены в специальный стаж периоды работы истца: с 21.09.1999 по 04.04.2000 – период прохождения военной службы, поскольку соответствующими списками не предусмотрено право на включение в специальный стаж периодов прохождения военной службы; курсы повышения квалификации – 01.06.2005 по 01.07.2005, с 21.01.2008 по 08.02.2008, поскольку не подтверждён факт направления туда работодателем с сохранением заработной платы и рабочего места; 03.10.2010, с 29.12.2010 по 31.03.2011, поскольку работодателем не подтверждена деятельность, дающая право на назначение досрочной пенсии по старости.
Полагая свои права нарушенными, Т.Ю.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 названной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее – постановление № 665).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О спискахработ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановлен01.01.1992 по 31.10.1999 включительно,
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населениявучреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781).
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 02.02.1995 по 15.11.1995 в должности медицинской сестры в анестезиологическом отделении в Противотурберкулезном диспансере № 4, суд исходит из следующего.
К спорному периоду работы Т.Ю.В. с 02.02.1995 по 15.11.1995 применяются положения списка, утвержденного постановлением № 464.
Пунктом 2 постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала –один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно записям в трудовой книжке Т.Ю.В., истец принята 01.02.1995 на должность медсестры в анестезиологическое отделение по 8 разряду а Противотубдиспансер № 4, 15.11.1995 уволена по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РФ.
По данным, представленным в материалы дела работодателем истца, согласно приказу от 01.02.1995 № 11-2 главного врача Городской клинической противотуберкулезного диспансера № 4 Т. Ю.В. принята на должность медсестры в анестезиологическое отделение с 02.02.1995 по 8 разряду ЕТС, приказом от 15.11.1995 № 78-2 главного врача Городской клинической противотуберкулезного диспансера № 4 Т.Ю.В., медсестра анестезиологического отделения, уволена по ст. 31 КЗоТ РФ (по собственному желанию).
Согласно штатному расписанию на 1995 год в Городском клиническом противотуберкулезном диспансере № 4 было предусмотрено анестезиологическое отделение на 6 коек, предусмотрены должности: медсестра анестезистка, медсестра палаты интенсивной терапии и реанимации.
В материалы дела также представлена справка БУЗОО «КПТД № 4», из которой следует, что анестезиологическое отделение на 6 коек в 1997 году переименовано в отделение анестезиологии и реанимации на 6 коек (штатное расписание на 01.01.1997);отделение анестезиологии и реанимации на 6 коек в 2002 году переименовано в отделение анестезиологии – реанимации на 6 коек (штатное расписание на 01.01.2002);отделение анестезиологии – реанимации на 6 коек в 2009 году переименовано в отделение анестезиологии и реанимации на 6 коек (штатное расписание на 01.04.2009); отделение анестезиологии и реанимации на 6 коек в 2020 году переименовано в отделение анестезиологии – реанимации (штатное расписание на 01.01.2020).
Факт осуществления трудовой деятельности Т.Ю.В. в должности медсестры анестезиологического отделения подтверждается также личной карточкой работника.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 13.06.2006 № 464 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений» установлено тождество наименований структурных подразделений «послеоперационной терапии и реанимации», «анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации», «гипотермии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации», «искусственного кровообращения», «анестезиологии и реанимации искусственного кровообращения», «анестезиологии и реаниматологии» и «анестезиологии-реаниматологии» наименованию структурного подразделения «анестезиологии-реанимации».
Таким образом, в спорный период работы Т.Ю.В. была занята на работах, предусмотренных пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в связи с чем спорный период с 02.02.1995 по 15.11.1995 в должности медицинской сестры в анестезиологическом отделении «Противотурбекулезном диспансере № 4» подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по контракту с 21.09.1999 по 04.04.2000 в должности медицинской сестры анестезиста, суд исходит из следующего.
К спорному период службы Т.Ю.В. с 21.09.1999 по 31.10.1999 применяются положения списка, утвержденного постановлением № 464, а к периоду с 01.11.1999 по 04.04.2000 – положения списка, утвержденного постановлением № 1066.
По правилам, установленным постановлением № 464, в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Постановление № 1066, подлежащее применению к периоду службы истца с 01.11.1999 по 04.04.2000, таких правил не содержало.
Таким образом, периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж (стаж медицинской деятельности) только до 01.11.1999. После 01.11.1999 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, не предусматривали включение в специальный стаж периодов службы.
Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственном пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж медицинской трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом, возможность включения в специальный стаж истца периода службы в льготном исчислении постановление № 464 не предусматривало. Суд также принимает во внимание, что доказательств наличия предусмотренных постановлением № 464 условий для исчисления специального стажа в льготном порядке в материалы дела также не представлено.
Представленный в материалы дела контракт о прохождении военной службы, заключенный с командиром войсковой части № 96467, содержит лишь указание на должность истца – медсестра анестезист. При этом, сведений о наименовании отделения (группы, палаты), в которых проходила службу истец в поименованной должности контракт не содержит.
При изложенных обстоятельствах, в специальный стаж истца подлежит включению в календарном исчислении период военной службы с 21.09.1999 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры – анестезиста.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 по 01.07.2005, суд исходит из следующего.
В соответствии с рекомендациями Международной Организации Труда от 24.06.1974 № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров и других положений, соответствующих национальной практике (пункт 21).
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения были предусмотрены статьями 112 и 116 Кодекса законов о труде РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 09.12.1971, действовавшем до 01.02.2002.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (пункты 1, 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, действовавших до 01.01.2012, приказом Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», применявшемся до 15.10.2011, повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявление соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказе Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками».
Обучение на курсах повышения квалификации осуществляется не по личной инициативе работников организации, а по распоряжению руководителя организации, направляющей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью. Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации по приказу руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой работник направлялся на такие курсы, исчисление стажа в эти периоды следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 04.03.2021 № 322 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, а именно, последнее дополнено пунктом 3(1) следующего содержания: при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как следует из записей трудовой книжки Т.Ю.В., 06.04.2000 истец принята на должность медсестры – анастезиста отделения анестезиологии и реанимации госпиталя войсковой части 65425; 16.10.2000 переведена на должность медсестры – анестезиста отделения анестезиологии – реанимации, реанимации и интенсивной терапии; 21.02.2007 войсковая часть 65425 переименована в ФГУ «335 Военный госпиталь СибВО» Министерства обороны России; 07.12.2009 уволена в связи с ликвидацией организации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
К спорному периоду работы Т.Ю.В. подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, согласно которому в списке должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, поименован средний медицинский персонал, в том числе, медицинская сестра – анестезист, в числе наименований учреждений – госпитали всех наименований, медико-санитарная часть.
При этом, согласно подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 названных Правил.
В названном перечне указаны, в том числе, медицинские сестры-анестезисты в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Как установлено судом и подтверждается данными лицевого счета истца, в спорный период Т.Ю.В. осуществляла трудовую деятельность в должности и в учреждении, поименованных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом, периоды курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж на тех же условиях, что периоды трудовой деятельности, в течение которых имели место курсы повышения квалификации.
Из представленного в материалы дела свидетельства о прохождении повышения квалификации, выданного учебно-методическим отделом 333 военного госпиталя, истец в период с 01.06.2005 по 30.06.2005 проходила цикл специализации (усовершенствования) по специальности «Анестезиология и реанимация» (л.д. 52).
Исходя из изложенного, курсы повышения квалификации, имевшие место в период с 01.06.2005 по 30.06.2005, подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении – как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Разрешая требование истца о включении в льготный стаж периода работы с 05.02.2011 по 07.04.2011 в ФГУ «193 военный госпиталь» ВДВ в должности медицинской сестры – анестизиста, суд исходит из следующего.
Как следует из записей трудовой книжки Т.Ю.В., 08.12.2003 истец принята в ФГУ «193 военный госпиталь» ВДВ г. Омск в отделение анестезиологии и реанимации на должность медицинской сестры – анестизиста, 07.04.2011 – уволена по собственному желанию на основании статьи 80 ТК РФ.
Факт работы истца в спорный период в должности и в учреждении, поименованных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицамв связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, подтверждается также приказами начальника ФГУ «193 военный госпиталь» ВДВ, представленными в материалы дела.
К спорному периоду работы Т.Ю.В. также подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, согласно которому в списке должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, поименован средний медицинский персонал, в том числе, медицинская сестра – анестезист, в числе наименований учреждений – госпитали всех наименований, медико-санитарная часть, с применением льготного исчисления специального стажа в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 названных выше Правил, утвержденных тем же постановлением.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода работы с 01.04.2011 по 07.04.2011, а в специальный стаж в льготном исчислении – периода работы с 05.02.2011 по 07.04.2011 в должности медицинской сестры – анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации в ФГУ «193 военный госпиталь».
Оснований для признания оспариваемого решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии незаконным не имеется, поскольку оно вынесено в рамках полномочий, предоставленных ответчику изложенными выше нормативными актами, исходя из объема представленных заявителем документов.
В силу установленного процессуального регулирования понесенные участниками процесса судебные расходы подлежат возмещению по правилам главы 7 ГПК РФ. По смыслу положений процессуального закона, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Так, по правилам части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в том числе требования неимущественного характера.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суд, исходя из части 1 статьи 98 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом того, что требования истца удовлетворены, приходит к выводу, что расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.04.2011 ░░ 07.04.2011.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 21.09.1999 ░░ 31.10.1999 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░,
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░ ░░░░░░ ░ 02.02.1995 ░░ 15.11.1995 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ № 4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░ ░░░░░░ ░ 05.02.2011 ░░ 07.04.2011 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «193 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░»,
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 01.06.2005 ░░ 30.06.2005.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01 ░░░░░░ 2024 ░░░░.