Дело № 2-1783/2020
УИД 16RS0045-01-2020-004344-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2020 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Кардашовой К.И.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Г.М. к Фоминой А.А. о признании договора дарения жилого дома незаключенным, включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Зарипова Г.М. обратилась в суд с иском к Фоминой А.А. о признании договора дарения жилого дома незаключенным, включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что истец Зарипова Г.М. являлась супругой Зарипова Р.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти супруга открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 238,6 кв.м. и земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посёлок Щербаково, <адрес>. Указанные объекты недвижимого имущества при жизни принадлежали наследодателю на праве собственности, после смерти которого перешли во владение истца Зариповой Г.М.
Зарипова Г.М. является единственным наследником после смерти супруга Зарипова Р.А.
При обращении к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследства по закону, ей стало известно, что на основании договора дарения от 23 декабря 1999 года собственником 1/15 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом является Фомина А.А.
Истец полагает, что указанный договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, между Зариповым Р.А. и Фоминой А.А. является незаключенным, поскольку договор и переход права собственности не прошли соответствующую регистрацию, фактически во владение и распоряжение ответчика доля в праве собственности на указанный объект недвижимого имущества не поступала.
На основании изложенного, Зарипова Г.М. просит признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ между Зариповым Р.А. и Фоминой А.А. незаключенным, включить жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посёлок Щербаково, <адрес>, в наследственную массу после смерти Зарипова Р.А. и признать в порядке наследования после его смерти за истцом право собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, на ранее состоявшихся судебных заседаниях её представитель исковые требования поддерживал в полном объёме.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, на ранее состоявшихся судебных заседаниях иск признала.
Третьи лица Зарипова Г.Р., Афанасьева Р.Р. в судебное заседание не явились, извещены, представили в суд письменные заявления, в которых соглашались с иском.
Третьи лица Зарипова З.М., нотариус Гильфанова Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из положений статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы принятия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 данного Кодекса.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер
Зарипов Р.А., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на запрос суда нотариус Гильфанова Н.А. сообщила, что в производстве нотариуса имеется наследственное дело № к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ Зарипова Р.А.
Из наследственного дела № следует, что супруга наследодателя Зарипова Г.М. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в течение срока, установленного статьёй 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наследниками по закону после смерти Зарипова Р.А. также являются его мать Зарипова З.М. и дочери Зарипова Г.Р. и Афанасьева Р.Р., которые отказались от наследства в пользу Зариповой Г.М.
Истец вступила в наследство в отношении долей в праве на земельный участок, расположенный на улице Владимира Кулагина Приволжского <адрес>, гараж, долей в Уставном капитале ООО «АГРОТЕХ», ООО «АБИЛИТА», ООО Производственное предприятие «АГРОТЕХ», принадлежащие наследодателю, о чем имеются свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, выданные нотариусом Гильфановой Н.А.
На спорный земельный участок и жилой дом свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Принадлежность спорного земельного участка, общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, посёлок Щербаково, <адрес>, Зарипову Р.А. подтверждается государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей РТ-15-10-037992; принадлежность жилого дома, общей площадью 238,6 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, посёлок Щербаково, <адрес>, соответственно, постановлением Главы администрации <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ
№.
По делу установлено, что единственным наследником, принявшим наследство в виде указанных земельного участка и жилого дома является супруга умершего – истец Зарипова Г.М.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Зарипов Р.А. подарил Фоминой А.А. 1/15 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, посёлок Щербаково, <адрес>.
Разрешая требования истца о признании названного договора незаключенным, суд исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пунктов 1, 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1, 3) предусматривает, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В пункте 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Представленный истцом договор дарения доли жилого дома от
ДД.ММ.ГГГГ заключен ответчиком Фоминой А.А. с Зариповым Р.А.
до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а поэтому при регистрации данного договора применялся действующий на тот период порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним (статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со статьёй 256 Гражданского кодекса РСФСР, устанавливавшей такой порядок, договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества. Дарение гражданином имущества государственной, кооперативной или другой общественной организации может быть обусловлено использованием этого имущества для определенной общественно полезной цели.
В силу статьи 257 Гражданского кодекса РСФСР договоры дарения жилого дома и строительных материалов должны быть заключены в форме, установленной соответственно статьями 239 и 239.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 239 Гражданского кодекса РСФСР, устанавливавшей такой порядок, договор дарения жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
При этом на основании Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утверждённой приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях учёта принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений, в том числе, жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Договор дарения доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ нотариально удостоверен, однако в органе технического учёта не зарегистрирован, что подтверждается ответом АО «БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос.
В соответствии с положениями статей 2 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений между Фоминой А.А. и
Зариповым Р.А.) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним являлась юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признавались юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводилась по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие названного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требовалась при государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Указанная сделка по дарению доли жилого дома были совершены в 1999 году (до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), следовательно, сделки по дарению объектов недвижимого имущества подлежали государственной регистрации и считались заключенными только с момента их регистрации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что сделка по дарению в установленном порядке не была зарегистрирована, что не позволяет считать её заключенной и порождающей для сторон какие-либо правовые последствия.
Требование о регистрации перехода права собственности на спорную недвижимость Фомина А.А. не заявляла, доказательств её обращения к Зарипову Р.А. при жизни с предложением в определённый день зарегистрировать переход права собственности на объект недвижимости, его уклонения от такой регистрации материалы дела не содержат. Напротив, в судебном заседании Фомина А.А. пояснила, что данный договор был заключен от её имени законным представителем Фоминым А.В., фактически данную долю жилого дома ни она, ни её законный представитель не принимали. Исковые требования в ходе рассмотрения дела Фомина А.А. признала.
В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, между Фоминой А.А. и Зариповым Р.А. незаключенным.
Поскольку истцом представлены правоустанавливающие документы на спорный земельный участок и жилой дом, подтверждающие право собственности наследодателя, которые ни кем не оспорены, недействительными не признаны, с учётом того, что иных лиц, принявших наследство после смерти Зарипова Р.А., не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. Спорные объекты подлежат включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти наследодателя и за Зариповой Г.М. в порядке наследования, после смерти Зарипова Р.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, подлежит признанию право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:320:303:68, общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом с кадастровым номером 16:50:320303:165, общей площадью 238,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зариповой Г.М. к Фоминой А.А. о признании договора дарения жилого дома незаключенным, включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования удовлетворить.
Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ 1/15 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, между Зариповым Р.А. и Фоминой А.А., незаключенным.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Зарипова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего
ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом с кадастровым номером 16:50:320303:165, общей площадью 238,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Зариповой Г.М. в порядке наследования, после смерти Зарипова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:320:303:68, общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом с кадастровым номером 16:50:320303:165, общей площадью 238,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья К.И. Кардашова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.