Дело № 37RS0019-01-2022-001636-48
(2-336/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2023 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Макаровой Л.В.,
при участии представителя истца Меркулова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Шиляева Александра Сергеевича к АО «Газпром газораспределение Иваново» о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Шиляев А.С. обратился в суд с иском к АО «Газпром газораспределение Иваново» о взыскании неосновательного обогащения. Требования мотивированы тем, что истцу, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 91297 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для объектов жилой застройки, расположенный по адресу - <адрес>, вблизи д. Степанниково, что подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом, в публичной кадастровой карте содержится информация о том, что на земельном участке имеется зона с особыми условиями использования территории охранная зона объекта «Производственно-технический комплекс (газопровод-отвод, газораспределительная станция «Иваново-2»), далее - охранная зона. Как следует из письма ответчика от 24.06.2021 на земельном участке расположен подземный участок газопровода, принадлежащий ответчику на праве собственности. Нормативно-правовое регулирование целей создания и порядка использования охранной зоны осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» (с изменениями и дополнениями). Согласно заключению кадастрового инженера общая площадь части земельного участка, обременённой охранной зоной составляет 16341 кв.м, или 17,9% от площади земельного участка. Таким образом, ответчик фактически осуществляет пользование частью земельного участка, не внося никакой платы. Предложение истца об установлении сервитута в отношении земельного участка было оставлено ответчиком без удовлетворения (письмо от 24.06.2021). Согласно отчета об оценке № 18/09-22 рыночный размер годовой арендной платы за часть земельного участка площадью 16341 кв.м. составляет 383 000 рублей. Истец полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде сбережения денежных средств за пользование частью земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.1102 ГК РФ, просит суд взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения за период с 24.03.2021 по 24.03.2022 в сумме 383000руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 7030 руб.
В судебное заседание истец не явился. Со слов представителя извещен надлежащим образом.
Представитель истца Меркулов В.А. требования поддержал. Пояснил, что наземной части газопровода на участке нет. В настоящее время строительство на участке не ведется. Между тем, факт прохождения подземного газопровода создает препятствия для полноценного использования участка по назначению в будущем.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Шиляеву А.С., с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 91297 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для объектов жилой застройки, расположенный по адресу - <адрес>, вблизи д. Степанниково, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке расположена зона с особыми условиями использования территории охранная зона объекта «Производственно - технический комплекс (газопровод-отвод, газораспределительная станция «Иваново-2»), далее - охранная зона газопровода (л.д.140, оборот).
Как следует из письма АО «Газпром газораспределение Иваново» от 24.06.2021 в адрес истца на земельном участке расположен подземный участок газопровода, принадлежащий ответчику на праве собственности. Дата регистрации права 04.09.2009 (л.д.23).
Судом установлено, что лхранная зона газопровода установлена распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской обл. от 24.08.2015 N 820 «Об утверждении границ охранной зоны газораспределительной сети и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки, согласно п.2 и п.3 которого утверждены границы охранной зоны газораспределительной сети: газопровод м. Ломы для п/л 3-го швейного завода, назначение: газопровод, протяженность 10236,88 м, инвентарный №, лит. Г3, Г4, Г5, Г6, кадастровый (или условный) №, адрес объекта: <адрес>, в районе д. Ломы, санаторий "Зеленый городок", п/лагеря 3-го швейного завода, дачного хозяйства, в соответствии с материалами карты (плана), выполненными кадастровым инженером М.В.А. 01.10.2014.
На земельные участки в границах охранной зоны наложены ограничения (обременения), предусмотренные п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее – Правила № 878).
Согласно п.14 Правил № 878 на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил: а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями; в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей; д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; ж) разводить огонь и размещать источники огня; з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра; и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики; к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них; л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Полагая, что указанные ограничения препятствуют использованию земельного участка по назначению, ответчик использует часть земельного участка без оплаты и сберегает денежные средства за счет истца, Шиляев А.С. обратился в суд.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в силу следующего.
В силу статей 3, 10, 12 ГПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора. Применение избранного способа защиты гражданских прав должно быть наименее обременительным для ответчика и невозможно в случае причинения при этом несоразмерного вреда.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п.2 ст.1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Пунктом 7 ст.1 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Между тем, в соответствии с п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п.1 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пп.1 п.2 ст.56 ЗК РФ использование земельных участков ограничивается в зонах с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ).
Согласно пп.6 ст.105 ЗК РФ могут устанавливаться охранные зоны трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Согласно ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения;
В соответствии с ч.6 ст.28 указанного Федерального закона на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов.
В соответствии с пп.4 п.1 и п.4 ст.57 ЗК РФ, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно п.3 указанной статьи возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц - за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
В силу пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
Согласно п.3 ст.104 ЗК РФ и п.47 Правил № 878 земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, нахождение подземного газопровода в силу закона ограничивает права истца как собственника земельного участка, в связи с установлением охранных зон, однако не требует оформления прав ограниченного пользования (аренды, сервитута) и не приводит к утрате им владения; данное обстоятельство не свидетельствует о том, что такой земельный участок не может быть использован истцом по целевому назначению, а доказательств того, что существование подземного газопровода лишает истца возможности нормально пользоваться участком, не представлено; при приобретении земельного участка истец не мог не знать об обременении спорного земельного участка и наличии особого режима использования части земельного участка, занятой охранной зоной газопровода, учитывая, что газопровод возведен и введен в эксплуатацию до приобретения истцом прав на спорный земельный участок и является подземным линейным объектом, при этом, сам по себе факт его прохождения под земельным участком истца не свидетельствует о пользовании ответчиком этим земельным участком.
Истцом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств владения и пользования АО «Газпром газораспределение Иваново» земельным участком, входящим в охранную зону газопровода, в период, за который взыскивается неосновательное обогащение, а также доказательств невозможности использования истцом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у истца возникли затруднения в его использовании, связанные с нахождением подземного газопровода.
При этом прохождение под земельным участком истца подземного газопровода не свидетельствует об использовании АО «Газпром газораспределение Иваново» участка, поскольку исходя из ст. 6 ЗК РФ, под земельным участком понимается земная поверхность, а не недра.
В этой связи неосновательное сбережение на стороне ответчика не возникло.
При этом нормами статей 57 и 57.1 ЗК РФ предусмотрены специальные основания возмещения – в виде возмещения вреда в том случае, когда права собственника ограничиваются установлением на его земельном участке охранных зон, что влечет реальное уменьшение стоимости земельного участка или иные убытки.
Порядок возмещения на момент рассмотрения дела регламентирован «Положением о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержденным Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59.
Ранее такой порядок был установлен «Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», утвержденными Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются факт установления охранных зон на участке истца и факт причинения вреда нахождением объектов ответчика внутри границ его земельного участка.
Однако на дату приобретения истцом земельного участка охранная зона уже была установлена.
Таким образом, объем прав истца после приобретения земельного участка не уменьшился. Каких-либо новых охранных зон в пределах границ участка истца после приобретения не установлено.
Само по себе нахождение охранных зон в границах участка истца основанием для возмещения вреда в соответствии со статьями 57 и 57.1 ЗК РФ не является и тем более не свидетельствует о неосновательном сбережении со стороны ответчика.
Кроме того, согласно п.23 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения пунктов 8, 9 и 13 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
На момент приобретения истцом земельного участка в 2021 году в отношении него еще в 2015 году была установлена охранная зона газопровода.
Поскольку, нарушений прав и законных интересов истца со стороны ответчика не установлено, в связи с чем требования истца не подлежит удовлетворению.
Так как в удовлетворении требований отказано, расходы по оплате госпошлины возмещению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шиляева Александра Сергеевича к АО «Газпром газораспределение Иваново» о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Маракасова
В полном объёме решение изготовлено 11 апреля 2023 года.