Дело № 2-134/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Кизляр РД 26 апреля 2023 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к МБУ «Махачкала-1» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
установил:
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО14 с учетом уточнений исковых требований обратился в суд с иском к МБУ «Махачкала-1», в котором просил суд обязать регионального оператора МБУ «Махачкала-1» обеспечить регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок расположенных на территории <адрес> «<адрес>», строго с соблюдением сроков указанных в п.11 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21.
В обоснование исковых требований истцом указано, что постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен реестр площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «<адрес>», и определен конкретный перечень организаций, предприятий и учреждений, ответственных за обустройство контейнерных площадок в соответствии с действующими нормами и правилами, за обеспечение установки необходимого количества сборников для твердых коммунальных отходов, своевременной уборки контейнерных площадок, постоянного контроля за санитарным состоянием площадок и организацией вывоза твердых коммунальных отходов.
Организациями, предприятиями и учреждениями, за которыми Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № закреплена ответственность за устройство и содержание контейнерных площадок, не обеспечивается проведение уборки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с Приложением № к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
В 2018 году на основании технического задания МКУ «УС и ЖКХ» городского округа «<адрес>» разработана и утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории городского округа «<адрес>», которая является основным документом, регламентирующим порядок санитарной очистки города. Указанная схема утверждена Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и согласована с заинтересованными службами. Для обеспечения планомерной работы по очистке города по расчетным нормам Генеральной схемой санитарной очистки территории ГО «<адрес>» предусмотрено 217 контейнерных площадок и 425 контейнеров. При расчёте необходимого количества контейнерных площадок учитывалось расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, медицинских объектов, объектов воспитания и обучения, которое в соответствии с пунктом 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не должно превышать 100 м. В соответствии с Приложением № Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № реестр площадок накопления ТКО включает в себя всего 86 контейнерных площадок и 274 контейнера, а при проведении рейдовых проверок по факту установлено наличие всего 47 контейнерных площадок. Из-за уменьшения расчётного количества контейнерных площадок, предусмотренных Генеральной схемой, расстояние от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, в районе расположения которых предусмотрено размещение контейнерных площадок, до действующих контейнерных площадок значительно превышает установленные нормативы, что создает неудобства населению при сборе ТКО в специально оборудованных местах, и не исключает образования стихийных мусоросвалок. Так, например, реестром площадок накопления ТКО предусмотрена контейнерная площадка по <адрес>, однако при проведении обследования установлено, что данная площадка отсутствует; расстояние от многоквартирного жилого дома, расположенного по данному адресу, до близлежащей контейнерной площадки 150 м вместо регламентированного пунктом 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 расстояния не более 100 м.
По требованию прокуратуры <адрес> в связи с поступившими жалобами на несвоевременный вывоз ТКО на территории <адрес> и сжигание ТКО на полигоне ТКО МУП «Спецавтохозяйство» <адрес> проведены санитарно-гигиенические обследования по изложенным фактам, и материалы проверок направлены в адрес прокуратуры <адрес>. По результатам рассмотрения данных материалов территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> наложены штрафы на должностных лиц: на директора МУП «Спецавтохозяйство» ГО «<адрес>» ФИО3 по ст.6.3 ч.1 КоАП РФ и ст.6.35 ч.4 КоАП РФ на сумму 41 000 рублей, на директора МБУ «Махачкала-1» (региональный оператор) ФИО4 по ст.6.3 ч.1 КоАП РФ и ст.6.35 ч.1 КоАП РФ на сумму 31 000 рублей, на директора ООО «Благоустройство-1» ФИО5 (имеет договор субподряда с региональным оператором) по ст.6.3 ч.1 КоАП РФ и ст.6.35 ч.1 КоАП РФ на сумму 31 000 рублей.
В 2021 году составлено 8 протоколов об административных правонарушениях в области обращения с отходами, вынесено 8 постановлений по делу об административных правонарушениях в виде штрафов. Общая сумма наложенных штрафов по обращению ТКО за 2021г. составила 473 000 рублей.
В адрес Администрации городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением: разработать «дорожную карту» по оборудованию площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; количество контейнерных площадок привести в соответствие с Генеральной Схемой санитарной очистки территории ГО «<адрес>» и СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; контейнерные площадки оборудовать подъездными путями с твердым (асфальтовым, бетонным покрытием) уклоном для отведения дождевых и талых вод, а также ограждением с 3 сторон высотой не менее 1 метра; привести количество мусоросборников, установленных на контейнерных площадках, в соответствие с Генеральной Схемой санитарной очистки территории ГО «<адрес>»; усилить контроль за своевременным вывозом мусора с контейнерных площадок не реже 1 раза в сутки при температуре воздуха +5°С и выше; не реже 1 раза в 3 суток при температуре +4°С и ниже; обязать владельцев контейнерных площадок обеспечить уборку, дезинфекцию и дератизацию контейнерной площадки с кратностью промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки при температуре +4°С и ниже - 1 раз в 20 дней, при температуре воздуха +5°С и выше - 1 раз в 5 дней, разработать проект СЗЗ для полигона ТКО, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ; обеспечить контроль за поступающими ТКО, недопущением сжигания мусора и соблюдением технологии складирования и утилизации ТКО на полигоне.
Статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ регламентировано, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО.
Согласно федеральному закону № 458-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере. Региональным оператором по организации санитарной очистки территории городского округа «<адрес>» определено МБУ «Махачкала-1».
При проведении рейдовых проверок по контролю за санитарной очисткой территории городского округа «<адрес>» установлено, что региональным оператором МБУ «Махачкала-1» регулярно нарушается пункт 11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 по части соблюдения сроков временного накопления и вывоза несортированных ТКО, которые определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: + 5°С и выше - не более 1 суток и + 4°С и ниже - не более 3 суток. Региональным оператором МБУ «Махачкала-1» очистка мусорных контейнеров проводится по установленной им же системе: мусорные контейнеры, расположенные вблизи автомобильных дорог и пешеходных тротуаров с большой людской проходимостью, очищаются один раз в 3-4 дня, контейнеры ТКО, «скрытые от людских глаз» (расположенные между домами, в тупиковых участках улиц), опорожняются от мусора не чаще, чем 1 раз в 10 дней, а местами кратность вывоза мусора составляет 1 раз в месяц. Подтверждением данных фактов служит фото контейнерной площадки для сбора ТКО по <адрес> А (перед центральным входом на городской стадион), сделанные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Такая же картина по <адрес> и <адрес> (напротив ФОМСа).
ДД.ММ.ГГГГ информация о неудовлетворительной организации санитарной очистки территории городского округа «<адрес>» была направлена в Прокуратуру <адрес> для прокурорского реагирования (исх. 22/1015-22 от ДД.ММ.ГГГГ). В исполнение Требования Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по соблюдению санитарно- эпидемиологических требований законодательства при обращении с ТКО на территории городского округа «<адрес>» ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> в целью проверки своевременности вывоза ТКО ДД.ММ.ГГГГ с 14:00 до 16:00 проведен очередной рейд по контейнерным площадкам города. В ходе рейда проверено 23 контейнерных площадки по <адрес>, А.Туманяна, Первомайская, Багратиона, Кирова, Мичурина, М.Горького, Д.Бедного, Пролетарская, Коммунистическая, Лалаянца, Крылова, Циолковского, Победы, 40 лет Дагестана, Махачкалинская. Из 23 проверенных контейнерных площадок в 8-ми (36,4%) на день проверки не вывезены ТКО (<адрес> напротив б/з «Рояль», <адрес>А (около гл. входа в городской стадион), <адрес> (напротив Тепловых Сетей), <адрес> (напротив ФОМСа), <адрес> (д/с №), <адрес> (рядом с памятником «Первой учительницы»), <адрес> (поворот к филиалу ДГУ).
На 8-ми (36,4%) контейнерных площадках вывезены (опорожнены) ТКО из контейнеров, однако прилегающие территории захламлены мусором (<адрес> (поворот к б/з «Император»), <адрес>Н, <адрес> (около забора прогимназии «Ласточка» - данная контейнерная площадка освещалась в телеграмм-канале), <адрес> и 6, угол <адрес> (pайон бухгалтерии Районного управления образования), Крылова, 115А и угол <адрес>.
Таким образом, одной из основных причин загрязнения территорий контейнерных площадок служит несвоевременное опорожнение и вывоз ТКО из контейнеров и заполнение мусором прилегающих к контейнерам территорий из-за переполненности контейнеров. Однако не менее важной проблемой является неудовлетворительное санитарно-техническое состояние контейнерных площадок и их содержание, а также недостаточное количество контейнерных площадок и контейнеров, предусмотренных генеральной схемой санитарной очистки территории <адрес>. Также на сложившуюся ситуацию по санитарному содержанию территории ГО «<адрес>» влияет отсутствие слаженной работы между администрацией ГО «<адрес>», ее структурными подразделениями и региональным оператором, отсутствие полного контроля со стороны администрации ГО «<адрес>».
За несвоевременный вывоз ТКО в отношении директора МБУ «Махачкала-1» ФИО4 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по статье 6.35 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа, однако оно было отменено Кизлярским городским судом из-за процессуальных недочетов в части своевременного вручения (что было затруднено в связи с ненахождением правонарушителя по месту регистрации), в связи с чем ситуация по части своевременности вывоза мусора в определенной степени не меняется из-за безнаказанности причастных должностных лиц.
Итак, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> используются все предусмотренные законом рычаги, чтобы пресечь нарушения санитарного законодательства. Таким образом, со стороны регионального оператора МБУ «Махачкала-1» имеет место противоправное бездействие, создающее угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, которое не представляется возможным предотвратить посредством принятия мер административного воздействия.
Согласно нормам ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соответственно, законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строго исполнять требования санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
В судебном заседании начальник ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО14 исковые требования к МБУ «Махачкала -1» в суде поддержал, отказавшись от заявленных им исковых требований к Администрации ГО «<адрес>». В обоснование заявленных требований, представитель истца пояснил, что оператором МБУ «Махачкала-1» не регулярно вывозится мусор, чем нарушается пункт 11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в части соблюдения сроков временного накопления и вывоза несортированных твердых коммунальных отходов, которые определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха. В случае, если температура воздуха в течение 3-х суток составляет + 5°С и выше, вывоз мусора должен происходить не реже 1 суток, если же температура воздуха и + 4°С и ниже - не реже 3-х суток.
Представитель МБУ «Махачкала-1» ФИО6 исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> не признал, в обоснование возражений указав, что в договорах составленных ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором МБУ «Махачкала-1» и оператором ООО «Благоустройство-1», в п.1.1. Региональный оператор поручает, а Оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории Республики Дагестан, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора Хасавюртовская территориальная зона (на территории МО «городской округ <адрес>»), в пределах границ соответствующих Территориальной схеме обращения с отходами Республики Дагестан, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №. То есть, в соответствии с договорами, в обязанности оператора ООО «Благоустройство-1» саночистка (смет) не входит и ими не проводится, последние вывозят только смет накопленный в контейнерах расположенных на контейнерных площадках.
Что касается вывоза ТКО с контейнеров расположенных на контейнерных площадках, оператором ООО «Благоустройство-1» вывозится согласно договору своевременно, без нарушения сроков, один раз в сутки, с 79-ти контейнерных площадок, согласно приложению №, по двум договорам, которые будут представлены суду, и факт своевременного вывоза ТКО ни чем не опровергается.
Вместе с тем, из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» усматривается, что когда УО, ТСЖ и ЖСК принимают многоквартирный дом в управление, на них возлагаются обязанности по содержанию общего имущества. Оно включает в себя содержание внутридомовой территории вокруг дома, уборка и облагораживание двора, которое является одна из составляющих его содержания. Согласно позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС20-19031 по делу № А04-8326/2019 «Об отказе в передаче жалобы в судебную коллегию Верховного суда РФ» следует, что обязанности по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена действующим законодательством на Управляющую организацию - для домов, находящихся в ее управлении. В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утвержденными программами профилактики нарушений. Аналогичная позиция отражена в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. При этом план проверок согласуется с органами прокуратуры, что также не было сделано. В материалах дела не представлены какие-либо доказательные факты, на основании которой, ТО Роспотребнадзора по <адрес> проводил профилактические мероприятия. Также необходимо отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен в 2022 и 2023 годах мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий. В п.2 данного Постановления установлены случаи, по которым проверки проводятся, однако, сфера по организации уборки ТКО туда не входит. Таким образом, контрольно-надзорные мероприятия были проведены незаконно, следовательно, все полученные доказательства в результате незаконно проведенной проверки не имеют какой-либо юридической силы.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО7 исковые требования в суде поддержал, с доводами представителя ответчика МБУ «Махачкала-1» не согласился, в обоснование возражений указав, что в п.1.1 договоров, составленных ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором МБУ «Махачкала-1» и оператором ООО «Благоустройство-1», указано, что Региональный оператор поручает, а Оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории Республики Дагестан, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора Хасавюртовская территориальная зона (на территории МО «городской округ <адрес>»), в пределах границ, соответствующих Территориальной схеме обращения с отходами Республики Дагестан, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №. То есть, в соответствии с договорами, в обязанности оператора ООО «Благоустройство-1» саночистка (смет) не входит и ими не проводится, последние вывозят только смет, накопленный в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках. - Данный довод считаем не относящимся к предмету иска, так как в иске не содержится требований к МБУ «Махачкала-1», касающихся проведения саночистки территории и вывоза смета. Что касается доводов ответчика о том, что ТКО с контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, оператором ООО «Благоустройство-1» вывозятся согласно договору своевременно, без нарушения сроков, он не соответствует действительности; в материалах, представленных суду, имеются фотоматериалы, свидетельствующие о систематических нарушениях сроков вывоза ТКО с контейнерных площадок. В исковом заявлении нет требований к МБУ «Махачкала-1», касающихся оборудования и содержания мест (площадок) накопления ТКО, данные требования возложены на Администрацию городского округа «<адрес>». Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № было направлено в адрес МБУ «Махачкала-1» по результатам проведения анализа по организации санитарной очистки территории городского округа «<адрес>» в соответствии с решением собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по контролю за санитарной очисткой городского округа «<адрес>» в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города ТО Управления Роспотребнадзора по РД по <адрес>» и при рассмотрении многочисленных обращений граждан <адрес> о несвоевременном вывозе ТКО с контейнерных площадок. В соответствии со ст.49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Предостережение объявляется: 1) в случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО «Благоустройство-1», в удовлетворении исковых требований не возражал, дав противоречивые пояснения по факту вывоза ими твердых коммунальных отходов с территории <адрес> и соблюдении требований СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21.
Допрошенный судом в качестве свидетеля руководитель УК «Кизляр» ФИО8 суду показал, что вывоз мусса с контейнерных площадок многоквартирных домов, обслуживаемых их управляющей компанией, в частности с улиц 40 лет Дагестана, 5/1, 3/3, 8/1, 8/2, С.Стальского, 12, М. Гаджиева, 8, 10, 12, Кутузова, 29, 33 и т.д., происходит не регулярно (не каждый день), в связи с чем контейнеры переполняются, а территория площадок завалена мусором. Мусор обычно вывозят 2-3 раза в неделю, иногда 1-2 раза в неделю. В связи с этим поступают жалобы от жителей близ лежащих домов.
Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО9 председатель УК «Олимп» суду показал, что графика вывоза мусора с контейнерных площадок нет, мусор вывозят некачественно и не каждый день. Обычно мусор вывозят 2-5 раза в месяц. Если бы мусор вывозили ежедневно, такого бардака не было бы.
Свидетель ФИО10, председатель ТСЖ «Уют» суду показала, что в их ведении находятся 11 контейнерных площадок. С контейнерных площадок расположенных по <адрес> и <адрес> мусор не вывозится, с <адрес> вывозится плохо, с остальных же площадок вывозится каждый день.
Свидетель ФИО11, председатель ТСЖ «Стимул» суду показал, что в их ведении находятся 6 домов. Раньше мусор из мусоропроводов забирали нормально, но с появлением регионального оператора, уже как 2 года график вывоза мусора нарушается. Раньше вывозили мусор 2 раза в неделю, и было чисто. Сейчас же мусор вывозят 3 раза в месяц с мусоропроводов, с контейнерных площадок мусор вывозят чаще - 1 раз в три дня.
Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО12, руководитель ООО УК «Черемушки», суду показал, что в их ведении находятся 8 контейнерных площадок. Мусор с этих площадок вывозят несвоевременно, бывает, не вывозят неделями. Если бы мусор вывозили хотя бы два-три раза в неделю, проблем бы не было.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.2. ч.1. ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО.
Согласно федеральному закону № 458-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов», только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере. Региональным оператором по организации санитарной очистки территории городского округа «<адрес>» определено МБУ «Махачкала-1».
Судом установлено и не отрицается ответчиком, что МБУ «Махачкала -1» в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан в границах территорий МО Республики Дагестан, расположенных в зоне действия регионального оператора, определенной территориальной схемой.
Согласно указанному соглашению, Хасавюртовская территориальная зона включает в себя, в том числе городской округ «<адрес>».
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден реестр площадок накопления твердых коммунальных отходов, которые закреплены за ответственными организациями, предприятиями и учреждениями ГО «<адрес>», в частности за МБУ «УЖКХ», управляющими компаниями и товариществами собственником жилья.
Как усматривается из договора № ХЗ-КГ-1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Региональным оператором МБУ «Махачкала-1» и ООО «Благоустройство-1», Региональный оператор поручил ООО «Благоустройство-1» оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов на территории Республики Дагестан, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора Хасавюртовская территориальная зона (на территории МО «городской округ <адрес>».
Согласно п.2.2 указанного договора, планируемый объем и состав транспортируемых ТКО указан в Приложении № договора.
В силу п.2.4 Договора, периодичность и время вывоза ТКО устанавливается графиком вывоза ТКО, утвержденного в Приложении №.
Таким образом, судом установлено, что МБУ «Благоустройство-1» является субподрядчиком, а потому исполнение указанной организацией принятых на себя обязательств должна контролировать МБУ «Махачкала - 1», которая в случае нарушения условий договора может требовать применения мер ответственности установленных пунктом 8 Договора.
Как указано в пункте 2.4.4 заключенного между МБУ «Махачкала-1» и ООО «Благоустройство-1» Договора, утвержденный график вывоза ТКО не должен противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Дагестан, а также требованиям нормативно-правовых актов вынесенных уполномоченными органами местного самоуправления и обязательных для исполнения на территории обслуживаемой оператором.
Как усматривается из Приложения № к указанному выше Договору, время вывоза отходов с контейнерных площадок расположенных на разных улицах, не одинаков. Так, с некоторых контейнеров периодичность вывоза мусора установлен ежедневно, а с некоторых один раз в неделю, либо через день, либо в определенный день недели.
Вместе с тем, согласно пункту 11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за №, срок временного накопления и вывоза несортированных твердых коммунальных отходов определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток. Так. в случае температуры воздуха + 5°С и выше – срок накопления вывоза ТКО не должен превышать более 1 суток. а случае температуры воздуха + 4°С и ниже - не более 3 суток.
Таким образом, утвержденный в договоре сторонами МБУ «Махачкала-1» и ООО «Благоустройство-1» график вывоза твердых коммунальных отходов не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству Российской Федерации.
Кроме того, как установлено судом из показаний свидетелей и подтверждается исследованными материалами (обращением ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер прокурорского реагирования в отношении Администрации ГО «<адрес>» и Регионального оператора МБУ «Махачкала-1», Предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований вынесенным ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № в отношении Регионального оператора МБУ «Махачкала-1», фотографиями контейнерных площадок расположенных на территории <адрес>) сроки вывоза ТКО не соответствуют также и графику вывоза ТКО (приложение № к договору), что также свидетельствует о нарушении ответчиком санитарного законодательства.
Доводы ответчика о том, что контрольно-надзорные мероприятия ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> были проведены незаконно и все полученные доказательства в результате незаконно проведенной проверки не имеют какой-либо юридической силы, суд находит необоснованными, поскольку пунктом 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля», допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, мораторий на проведение профилактических мероприятий, на который ссылается ответчик, указанным законом не предусмотрен.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, множество нарушений норм санитарного законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к Муниципальному Бюджетному Учреждению «Махачкала-1» об устранении нарушений требований санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать Регионального оператора МБУ «Махачкала-1» обеспечить регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок расположенных на территории <адрес> «<адрес>», в строгом соблюдении сроков указанных в п.11 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Кизлярский городской суд РД.
Судья Францева О.В.