№2-522/2024
13RS0019-01-2024-000473-95
Решение
Именем Российской Федерации
г.Рузаевка 9 апреля 2024г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Гуриной М.У.,
при секретаре Колтуновой М.В.
с участием в деле истца помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Русяевой О.И.,
ответчика Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района в лице директора Тишкиной Анны Ивановны,
третьего лица: администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района об обязании установки при входе в здание учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
установил:
Рузаевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части дублирования необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Выявлено, что при входе в здание Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района, в нарушение требований закона вывеска с наименованием, в том числе с графиком работы и другой информацией не продублирована рельефно - точечным шрифтом Брайля. Указанные нарушения закона подрывают систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в связи с чем, не могут быть оставлены без принятия мер прокурорского реагирования.
Просит признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района, выразившееся в длительном непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа в здания Учреждения инвалидов путем установки при входе вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района, обязанность по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа в здания Учреждения инвалидов путем установки при входе в структурное подразделение организации, расположенной по адресу: Республика Мордовия, г.Рузаевка, ул. Юрасова, 15 вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне – в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Рузаевского межрайонного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района, Тишкина А.И. не явилась, предоставила заявление, в котором указала, что исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В судебном заседании установлено, что Рузаевской межрайпрокуротурой осуществлена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части дублирования необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Проверкой выявлено, что, что при входе в здание Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района, в нарушение вышеуказанных требований закона вывеска с наименованием, в том числе с графиком работы и другой информацией не продублирована рельефно - точечным шрифтом Брайля.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N"181-ФЗ), государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи (далее - Конвенция), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства- участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт, и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Как следует из ч. 2 ст. 9 Конвенции, государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации, поощрять доступ инвалидов к новым информационно коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В целях реализации положений Конвенции, Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 год.
Указанная программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения, к информации.
В соответствии со ст. 15 Закона N 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Необходимость такого требования также предусмотрена ст. ст. 2, 24 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон №-ФЗ).
Так, согласно пп. 6 ст. 3 Закона №-ФЗ, настоящий федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статьей 12 Закона №-ФЗ определено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В число таких сводов правил, согласно п. 41 Распоряжения Правительства, входит СП 59.13330.2016"СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59.13330.2016).
Требования СП 59.13330.2016 подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2016, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района осуществляет свою деятельность в рамках законодательства РФ и Устава образовательной организации, подотчетно управлению образования администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Здание Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района принадлежат на праве собственности администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, и передано в оперативное управление образовательному учреждению.
Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рузаевского межрайонного прокурора в полном объеме.
Принимая во внимание, возможность исполнения решения суда, в том числе, посредством включения в бюджет соответствующих расходов, суд полагает возможным установить срок для выделения дополнительного финансирования для оборудования на здании учреждения информационной вывеской с наименованием учреждения, выполненной шрифтом Брайля в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района установить при входе в образовательную организацию, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г.Рузаевка, ул.Юрасова, 15, вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно – точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Рузаевский районный в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия: М.У.Гурина
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2024г.