УИД № 76RS0009-01-2024-000003-72
Дело №2-37/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 г. п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Егоровой М.П.,
при секретаре Березиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шептяковой Ольги Александровны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
у с т а н о в и л :
Шептякова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указано, что Шептякова О.А. является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим музыкальным работником в детском саду до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности – в <адрес> в собственном жилом помещении. В течение нескольких лет Шептякова О.А. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе, по газоснабжению, электроснабжению). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Шептякова О.А. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с января 2019 года. Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (определение от 1 декабря 2005 года N 521-0). Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.
В судебное заседание истец Шептякова О.А. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. Шептякова О.А. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее по тексту, - Порядок). В соответствии с п. 2.3 Порядка, расчет сумм компенсации ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. Истец в исковом заявлении указывает, что ответчик, в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, прекратив с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи истца, - поступил незаконно. Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, исполняющий до 01.04.2023 переданные государственные полномочия в соответствии с Законом Ярославской области №69-з от 20.12.2022 «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», с 01.04.2023 прекратил все действия в отношении льготополучателей, в том числе и выплаты по вышеуказанным мерам социальной поддержки. Таким образом, Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, прекратив выплату компенсации на членов семьи истца с 01.01.2019, действовал на основании норм законодательства Ярославской области, и в отношении истца нарушений не совершал. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 №1062-п создано ГКУ ЯО «ЕЦСВ», основными видами деятельности которого являются исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на плату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставляет меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только с 01.04.2023, а сам расчет производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. На основании Социального кодекса Ярославской области, для осуществления выплаты компенсации на членов семьи должны быть соблюдены следующие требования: педагогический работник или руководитель образовательной организации должен быть неработающим пенсионером; педагогический работник или руководитель образовательной организации должен проживать в сельской местности; члены семьи педагогического работника или руководителя образовательной организации должны соответствовать статусу, вытекающему из ст. 31 ЖК РФ. Соответственно только при соблюдении указанных требований компенсация выплачивается на членов семьи педагогического работника. В соответствии со ст. ст. 199, 200 ГК РФ, к заявленным требованиям истца в части восстановления мер социальной поддержки с 01.01.2019 по мнению ГКУ ЯО «ЕЦСВ», считают необходимым применить срок исковой давности, о чем ходатайствуют перед судом, т.к. истец узнала о нарушении своего права в январе 2019 гола, когда не получила выплаты на членов семьи.
Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.
Третьи лица – Румянцева К.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений по иску не представили.
Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.
Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Шептякова О.А. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.02.2024, жилое помещение (дом), расположенное по адресу: Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, ул. Луговая д.27, находится в долевой собственности следующих граждан: Шептяковой О.А. (1/2 доли в праве), Мурашова Д.А. (1/4 доли в праве), Орловой К.И. (1/4 доли в праве).
В данном жилом помещении были зарегистрированы и проживают: истец Шептякова О.А. (с 14.02.1995 по настоящее время), третьи лица – Румянцева К.И. (дочь истца, с 14.02.1995 по настоящее время), ФИО4 (внучка истца, с 24.06.2013 по настоящее время), Мурашов Д.А. (сын истца, с 26.10.2001 по настоящее время).
До 01.01.2019 г. истец Шептякова О.А. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 г. расчет компенсации производится только на истца.
Сын, дочь и внучка истца – соответственно Мурашов Д.А., Румянцева К.И. и ФИО4 являются членами семьи истца Шептяковой О.А., - в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».
Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.
Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.
Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.
Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).
С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».
В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.
Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.
В данном случае требования истца следует удовлетворить частично.
Ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.
Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).
В данном случае истец знал об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратился в суд 11.01.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 11.01.2021 г.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шептяковой Ольги Александровны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 11.01.2021 г. восстановить Шептяковой Ольге Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии № № выдан 24.05.2006 г. Первомайским РОВД Ярославской области, код подразделения 762-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: сына Мурашова Даниила Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Румянцевой Ксении Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучки ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 11.01.2021 г.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Шептяковой Ольге Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии № № выдан 24.05.2006 г. Первомайским РОВД Ярославской области, код подразделения 762-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.
Решение изготовлено 01.03.2024.
Судья М.П. Егорова