Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-177/2023 от 25.10.2023

К делу №2-87/2012

Материал № 13-177/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2023 года                                              п. Ясногорск

    Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе судьи Е.В. Сафоновой,

рассмотрев заявление администрации МР «Оловяннинский район» об изменении способа исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-87/2012 по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Недобежкина М.А. к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, о внеочередном предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

В Оловяннинский районный суд поступило заявление главы администрации МР «Оловяннинский район» об изменении способа исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-87/2012.

В обосновании заявления указано, что решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края по гражданскому делу №2-87/2012 вступившим в законную силу 07.03.2012 г. администрация МР «Оловяннинский район» обязана предоставить Недобежкину М.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Указанным решением суд обязал Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Недобежкина М.А.

На исполнении МРО по ОВИП находится исполнительное производство №5519/12/55/75 возбужденное в отношении администрации муниципального района «Оловяннинский район» в пользу взыскателя Недобежкина М.А.

Решение суда и требования исполнительного документа администрацией муниципального района «Оловяннинский район» длительное время не исполнены в связи с неисполнением решения суда Правительством Забайкальского края и Министерством финансов Забайкальского края по возложенной судом обязанности обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для взыскателя, а также отсутствием предложений на реализацию/продажу квартир в муниципальную собственность в рамках проводимых администрацией ежегодных процедур (закупок) по их приобретению, что в совокупности длительное время затрудняют и препятствуют     исполнению судебного акта.

В дальнейшем в ходе исполнения решения с 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому были внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ которым были изменены условия предоставления жилых помещений гражданам из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей, в частности, вместо договора социального найма законом определена обязанность заключать с указанной категорией граждан договор найма специализированного жилого помещения. А именно пунктом 1 ст. 8 федерального закона определено: Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 3 ст. 8 федерального закона определено, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Пунктом 8 ст. 8 федерального закона определено, что Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Пунктом 9 ст. 8 федерального закона определено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч.2 ст. 4 федерального закона №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего федерального закона.

    Кроме того, согласно постановления Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 г. N90 «О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся    без    попечения    родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края», определены правила предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края. Пунктом 4 указанного Порядка определено, что жилые помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

С учетом того, что взыскатель состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в уполномоченном органе субъекта - Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (как сирота), не реализовал принадлежащее право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу вышеназванного федерального закона (принимая во внимание сложившуюся судебную практику) согласно ст.434, ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок исполнения решения суда.

Просит изменить способ и порядок исполнения решения Оловяннинского районного суда по гражданскому делу №2-87/2012 о предоставлении Недобежкину М.А. жилого помещения на: обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Недобежкину Максиму Аркадьевичу, жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Забайкальского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта на территории Забайкальского края согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 203.1 ГПК РФ вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

Суд в адрес сторон, участвовавших при рассмотрении дела, направил копию настоящего заявления и предложил в срок до 08.11.2023 представить возражения.

От представителя Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Е.Ю. Никишаевой поступил отзыв на данное заявление, в котором возражает относительно удовлетворения заявления администрации.

Министерством финансов Забайкальского края осуществляется финансирование расходных обязательств Забайкальского края в установленном порядке на основании предоставленных заявок главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, при этом финансирование не носит персонального характера, распределение по конкретным получателям бюджетных средств, конкретным выплатам, проведением мероприятий в отношении конкретных физических лиц осуществляют главные распорядители бюджетных средств, а также органы местного самоуправления муниципального образования, бюджет которого предоставлены средства бюджета Забайкальского края.

Финансирование субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на осуществление государственного полномочия по финансовому обеспечению исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Министерством финансов Забайкальского края и Правительством Забайкальского края надлежащим образом.

Полагает, что поскольку изменение способа и порядка исполнения не может изменять содержание постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований, а новое исполнение должно быть соразмерно тому, которое взыскатель должен был получить при первоначальном способе исполнения, предлагаемый заявителем способ не допустим. Обязанность по предоставлению жилого помещения возложена именно на администрацию муниципального района «Оловяннинский район». Заявителем не предоставлены доказательства, затрудняющие исполнение решения суда либо свидетельствующие о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в судебном акте. Также не представлено доказательств, свидетельствующих о виновности Министерства финансов Забайкальского края либо Правительства Забайкальского края в связи с несвоевременным или не в полном объеме финансированием. Кроме того, Недобежкин М.А. реализовал свое право на получение жилья по договору социального найма путем принятия его на учет по предоставлению жилого помещения реализовал до вступления в силу Закона Забайкальского края от 26 декабря 2012 года № 774-ЗЗК «О внесении изменения в статью 7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» и признании утратившими силу отдельных законов Забайкальского края и отдельных положений законов Забайкальского края». Указанные обстоятельства также не являются предусмотренными законодательством основаниями для установления процессуального правопреемства и замены стороны должника в деле на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Администрация фактически просит изменить содержание решения суда, что противоречит действующему законодательству, при таких обстоятельствах заявление не подлежит удовлетворению.

От представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Л.А. Микаелян поступил отзыв, в котором указано, что требование заявителя о замене администрации MP «Оловяннинский район» на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является не корректным, в связи с тем, что требование направлено на замену лишь одного исполнительного органа - Министерства труда и социальной защиты, когда в исполнительном производстве также фигурируют Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, которые должны быть исключены из лиц, участвующих в деле.

Кроме того, Министерство полагает, что требования заявителя об изменении порядка и способа исполнения судебного решения не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В связи с вступление в силу с 01 января 2013 года Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жильем лиц, указанной категории, изменен, предусмотрено создание и предоставление специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, также утратил силу и Закон Забайкальского края от 18.12.2009 г. №304-33K «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года № 22 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вышеприведенные нормы закона, вступившие в силу с 1 января 2013 года, устанавливают дополнительные, повышенные меры, направленные на реальное обеспечение жильём его сохранением за лицами из числа детей-сирот и иных лиц, указанных в законе. Указанные изменения не влияют на исполнение решений, принятых до 01.01.2013 г.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как видно из обстоятельств дела, Недобежкин М.А. реализовал свое право на получение жилья по договору социального найма путем обращения в суд с иском о предоставлении жилого помещения до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ, следовательно, данный Федеральный закон не распространяется на правоотношения между сторонами по поводу исполнения решения суда от 07.02.2012 г. Иное означало бы изменение существа решения, являлось бы нарушением прав заявителя, что является недопустимым.

Таким образом, изменение в период исполнения решения суда законодательства, регулирующего отношения по внеочередному предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не является исключительным обстоятельством, служащим основанием для изменения способа или порядка исполнения судебного акта.

На момент рассмотрения спора по существу нормы материального права, регулирующие указанные правоотношения, являлись действующими, предусматривали внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. То есть решение суда вступило в законную силу, следовательно, оснований для изменения порядка исполнения решения по указанным заявителем основаниям не имеется. Удовлетворение настоящего заявления повлечет за собой изменение в одностороннем порядке уже вступившего в законную силу судебного решения, поскольку при рассмотрении гражданского дела по предоставлению жилого помещения Недобежкину М.А. ставился вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Вместе с тем, законодатель, предусматривая возможность изменения способа и порядка исполнения решения суда, исходит из того, что при рассмотрении заявления в порядке ст. 203 ГПК РФ не может быть изменено существо самого решения.

Таким образом, Министерство считает, что не имеется оснований для удовлетворения заявления о замене должника в исполнительном производстве, изменении способа и порядка исполнения решения суда, принятого в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, в связи с внесенными на законодательном уровне изменениями в действующие нормативно-правовые акты, отсутствием денежного финансирования, также и отсутствием у должника жилого помещения для предоставления Недобежкину М.А. по договору социального найма.

В настоящее время объем выделяемых средств бюджета Забайкальского края не позволяет одновременно обеспечить всех нуждающихся детей-сирот жилыми помещениями. Кроме того, предоставление Министерством ребенку-сироте жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения по вступившему в силу решению суда нарушает права и законные интересы тех детей- сирот и лиц из их числа, которые находятся в списки и поставлены на учет ранее.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Оловяннинского районного суда Забайкальского края по гражданскому делу № 2-87/2012 от 07.02.2012 года исковые требования прокурора Оловяннинского района, действующего в интересах Недобежкина М.А. удовлетворены.

Возложена обязанность на администрацию МР «Оловяннинский район» предоставить Недобежкину Максиму Аркадьевичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Возложена обязанность на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Недобежкина Максима Аркадьевича.

Решение вступило в законную силу, выданы исполнительные листы.

30.05.2012 судебным приставом-исполнителем Оловяннинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № 5519/12/55/75-ИП в отношении администрации МР «Оловяннинский район» на основании исполнительного листа по гражданскому делу № 2-87/2012.

Исполнительное производство № 5519/12/55/75-ИП от 30.05.2012 передано в МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю.

Определением Оловяннинского районного суда от 23.08.2012 администрации МР «Оловяннинский район» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 07.02.2012 г. до 31.12.2012.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Действующее законодательство не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Сам по себе факт неисполнения решения суда не является безусловным основанием к изменению способа и порядка исполнения решения суда. Это крайняя мера, которая допускается лишь в случаях, когда иным образом исполнить решение суда не представляется возможным. Доказательств невозможности исполнения решения суда указанным в нем способом заявителем не представлено.

Само по себе длительное неисполнение ответчиком решения суда по причине отсутствия в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным решением суда, отсутствие денежных средств для приобретения жилого помещения, длительность процедуры приобретения жилья, не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда установленным в нем способом и о наличии правовых оснований для изменения способа и порядка исполнения решения суда.

Кроме того, изменение способа и порядка исполнения решения суда не относится к существу решения и его содержанию, изменение решения суда по существу в порядке ст. 203 ГПК РФ не допускается.

Однако, заявленное администрацией муниципального района «Оловяннинский район» требование выходит за рамки изменения способа и порядка исполнения вступившего в законную силу судебного акта, и фактически является требованием об изменения существа судебного решения, что противоречит положениям ст. 434 ГПК РФ.

Учитывая установленные обстоятельства дела, отсутствуют правовые основания для изменения в порядке ст. 203 ГПК РФ способа исполнения решения Оловяннинского районного суда от 07.02.2012.

Руководствуясь ст. 203, 434 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление администрации МР «Оловяннинский район» об изменении способа исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-87/2012 по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Недобежкина М.А. к администрации МР «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, о внеочередном предоставлении жилого помещения – оставить без удовлетворения.

    На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 15 дней со дня вынесения.

                                Судья                    Сафонова Е.В.

13-177/2023

Категория:
Другие
Статус:
Отказано
Истцы
Администрация МР " Оловяннинский район"
Суд
Оловяннинский районный суд Забайкальского края
Судья
Сафонова Елена Валериевна
Дело на сайте суда
olov--cht.sudrf.ru
25.10.2023Материалы переданы в производство судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Материал оформлен
19.12.2023Материал передан в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее