61RS0005-01-2023-006213-55
2-4797/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
пред-щего судьи: Соломахиной Е.А.
при секретаре: Вурц Н.Ю.
с участием представителя истца Бирюковой Н.А., представителя ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Пашкова А.Н., представителя ответчика МКУ "УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" Тихоновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону к Администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" об обязании осуществить снос аварийного многоквартирного жилого дома.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при реализации Национального проекта «Жилье и городская среда».
В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012г., в 2017-2023 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569 муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройства города Ростова-на-Дону», утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.12.2018 № 1379, Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону проводятся мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при финансовой поддержке за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Основанием для принятия Программы является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Общий объем финансирования по этапу 2022-2023 составляет 2 261 525 717, 81 руб., в том числе 2 171 302 745, 82 руб. средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Цели и задачи Программы заключаются не только в решении проблемы переселения граждан, но и в улучшении городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции.
В рамках Программы в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону 07.09.2023 расселен многоквартирный жилой дом по адресу: <...> лит.
На основании постановления Администрации города от 12.09.2016 №1282 МКД по адресу <...>, лит. А. признан аварийным и подлежащим сносу.
В связи с тем, что собственниками жилых помещений в многоквартирном доме в установленный срок не произведен снос жилого многоквартирного дома, МКД изъят для муниципальных нужд в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации города от 20.01.2020 № 19.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственное муниципального образования в случае если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
В настоящее время процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под МКД, завершена, муниципальное образования «Город Ростов-на-Дону» является собственником данного объекта. Жители дома переселены. При этом, указанный многоквартирный дом по адресу <...>, лит. А., в нарушение установленного Постановлением мэра г. Ростова-на- Дону № 1282 срока до настоящего времени не снесен.
В настоящее время полномочия собственника органами местного самоуправления района не реализованы, меры к сносу аварийного объекта не приняты, пустующий, разрушающийся дом не демонтирован.
Проверкой установлено, что здание по указанному адресу в настоящее время не используется, находится в заброшенном, полуразрушенном состоянии, что представляет собой угрозу обрушения остатков строительных конструкций. Территория не огорожена, что может повлечь нарушение прав как рядом проживающих граждан, так и лиц, проходящих мимо здания.
По результатам проведенной проверки, ранее прокуратурой района 09.10.2023 в адрес МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, до настоящего времени полномочия не реализованы и меры к сносу в аварийного МКД не приняты.
На основании изложенного, прокурор просил обязать Администрация г. Ростова-на-Дону и МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, лит. А.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации <...> в судебном заседании исковые требования не признал, заявил, что обязанность по сносу аварийного жилищного фонда возложена на МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону", а потому просил в иске к Администрации г. Ростова-на-Дону отказать.
Представитель ответчика МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону" в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, однако указал, что денежные средства для осуществления сноса указанного аварийного жилого дома будут выделены только в 2024 году, а потому просил предоставить отсрочку исполнения решения суда на один год.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ст. 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае, если указанные объекты недвижимости были изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется. В случае, если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при реализации Национального проекта «Жилье и городская среда».
В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012г., в 2017-2023 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569 муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройства города Ростова-на-Дону», утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.12.2018 № 1379, Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону проводятся мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе при финансовой поддержке за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Основанием для принятия Программы является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Общий объем финансирования по этапу 2022-2023 составляет 2 261 525 717, 81 руб., в том числе 2 171 302 745, 82 руб. средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Цели и задачи Программы заключаются не только в решении проблемы переселения граждан, но и в улучшении городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции.
В рамках Программы в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону 07.09.2023 расселен многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, лит. А.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 12.09.2016 №1282 МКД по <...>, лит А в г. Ростове-на-Дону признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 6 указанного постановления на МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону" возложена обязанность по осуществлению координационно-организационной функции по решению вопроса, указанного в п. 5 постановления, по которому собственники помещений в течение 10 месяцев со дня принятия постановления обязаны осуществить снос дома по <...>, лит А в г. Ростове-на-Дону.
На основании постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 20.01.2020 №19 МКД по <...>, лит А в г. Ростове-на-Дону изъят для муниципальных нужд, в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, судом установлено, что администрация г. Ростова-на-Дону является исполнителем муниципальной адресной программы.
Судом также установлено, что в настоящее время процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под МКД, завершена, муниципальное образования «Город Ростов-на-Дону» является собственником данного объекта. Жители дома переселены. Вместе с тем снос указанного дома не осуществлен.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 09.10.2023 в адрес МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, до настоящего времени полномочия не реализованы и меры к сносу в аварийного МКД не приняты.
В соответствии с п. 2.4.22 устава МКУ "УЖКХ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону" на МКУ возложена обязанность по сносу аварийного жилищного фонда.
Вышеуказанные правовые нормы свидетельствуют о том, что мероприятия по осуществлению сноса аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <...> лит. возложены именно на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Ростова-на-Дону», в то время как администрация г. Ростова-на-Дону является лишь исполнителем муниципальной адресной программы.
По мнению суда, неисполнение требований постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 12.09.2016 №1282 в части сноса аварийного МКД нарушает права и интересы неопределённого округа лиц на безопасность жизни и здоровья, как постоянно проживающих в соседних домах, так и иных граждан, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома, поскольку доступ к нему неограничен.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, заслуживающих вниманию представителем ответчика МКУ "УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" суду представлено не было.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает требования прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону подлежащими удовлетворению в части обязания МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» осуществить снос аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, лит. А., а в удовлетворении исковых требований к Администрация г. Ростова-на-Дону суд считает необходимым отказать, поскольку Уставом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» именно на МКУ возложена обязанность по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов.
Рассматривая вопрос представителя ответчика МКУ "УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" о предоставлении отсрочки на один год для исполнения решения суда приходит к следующему.
Вопросы отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления (постановлений иных органов), а также изменения способа и порядка его исполнения, помимо статьи 434 ГПК РФ, регулируются ст. 203 ГПК, ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве".
Отсрочкой исполнения решения является перенесение срока его исполнения.
По смыслу закона основаниями для рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о невозможности исполнить решение суда в установленные сроки или имеется способ, который суд считает наиболее удобным в данном случае. Такими обстоятельствами могут быть отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие, изменение условий жизни, переезд на другое место жительства и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Таким образом, только при наличии исключительных обстоятельств судом может быть предоставлена отсрочка.
Суд считает, что надлежащих оснований для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда представителем ответчика не представлены, они должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, не имеется законных оснований для отсрочки исполнения решения суда на 1 год.
Рассматривая вопрос о взыскании государственной пошлины суд исходит из того, что поскольку прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону и МКУ "УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" в порядке ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, данные издержки взысканию не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░, ░░░ "░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░" ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ "░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░