Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2284/2023 ~ М-1960/2023 от 03.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года      г. Нефтеюганск

    Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующий судья Заремба И.Н.

при секретаре Лотарингской И.В.

с участием

представителя истца Сорочинской И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надина Т.И., Кузнецов С.В. к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения,

установил:

Надина Т.И., Кузнецов С.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Нефтеюганска, в котором просят обязать ответчика предоставить им взамен непригодного изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) (адрес), другое равнозначное жилое помещение в собственность в г.(иные данные), состоящее из (иные данные) комнат, общей площадью не менее (иные данные) кв.м., отвечающее установленным требованиям.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) (иные данные) года. Распоряжением Администрации г. Нефтеюганска многоквартирный жилой (адрес) (адрес) (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации г. Нефтеюганска -п от (дата). «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: (адрес),    (адрес) с кадастровым номером общей площадью (иные данные) кв.м и расположенных на нём жилых помещений, в т.ч. (адрес) кадастровым номером . Согласно отчета ООО «(иные данные)» от (дата) следует, что рыночная стоимость спорной квартиры составляет (иные данные) рублей. Истцам направлено соглашение об изъятии земельного участка с выплатой выкупной стоимости в размере (иные данные) рублей, которое ими не подписано, поскольку они полагают, что имеют право на получение жилого помещение взамен непригодного. Право на обеспечение жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) (адрес). (адрес) у них возникло в связи с принятием Правительством ХМАО-Югры Постановления -п от (дата), которым утверждена окружная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», а не с даты принятия органом местного самоуправления решения об изъятии участка для муниципальных нужд.

В судебное заседание истцы и представитель ответчика не явились, о дне и месте слушания надлежаще извещены, не возражали против рассмотрения дела по существу. Ответчик предоставил возражения на иск.

Суд, учитывая положения ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истцов Сорочинская И.В. не возражала против рассмотрения дела по существу. Исковые требования поддержала, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав мнение представителя истцов, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, согласно ее статье 40 (часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища.

Это право конкретизируется в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года, и устанавливающем, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3), и что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1). При этом в соответствии с ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условие для осуществления гражданами права на жилище, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), (адрес) (адрес), площадью (иные данные) кв.м., принадлежит на праве собственности Надина Т.И. ((иные данные) доли), Кузнецов С.В.((иные данные) доли). Право общей долевой собственности возникло (дата) на основании договора купли-продажи доли в праве собственности на квартиру от (дата).

Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации города Нефтеюганска от (дата) -р «О признании многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу» (с изм. на 31.08.2020 № 225-р).

(дата) истцам вручено требование о сносе дома.

(дата) администрацией г.Нефтеюганска вынесено постановление -п об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

(дата) проведены переговоры с жильцами дома относительно условий изъятия объектов недвижимого имущества, и истцам вручен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта, отчет об оценке объекта, выписки из ЕГРН.

Согласно п. 2.1.Соглашения,     размер возмещения за изымаемую недвижимость определен на основании отчета об оценке объекта оценки от (дата) и составляет (иные данные) рублей. Право собственности на недвижимость, указанную в п.1.1.Соглашения определено на основании части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер возмещения за изымаемую недвижимость, подлежащий выплате собственникам составляет (иные данные) рублей.

Истцы просят предоставить им другое жилое помещение взамен изымаемого.

Главой 7.1 Земельного кодекса РФ определен порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Согласно норм ст.56.6 Земельного кодекса РФ, решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в п. 4 ст. 2 федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

Из названных норм материального права и положений ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следует, что включение многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности сторон по соблюдению общих положений жилищного законодательства, в том числе и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда подразумевается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2, ч. 3 ст. 88 Жилищного кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Аналогичная правовая позиция Верховного суда РФ изложена в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ №4 (2019), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ от 25.12.2019 года.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного суда Российской Федерации №1 (2019), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.

Как усматривается из материалов дела, право общей долевой собственности на спорное жилое помещение возникло у истцов на основании договора купли-продажи доли в праве собственности на квартиру от (дата).

При этом (адрес) (адрес) (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, а также включен в адресную Программу.

Соответственно, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.

Суд приходит к выводу о том, что поскольку спорное жилое помещение было приобретено истцами в собственность до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то истцы как собственники жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанного аварийным, на законных основаниях выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность другого равнозначного по площади жилого помещения вместо изъятого.

Поскольку многоквартирный дом был признан аварийным распоряжением администрации города Нефтеюганска (дата), то после этой даты у муниципалитета возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путем изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на муниципалитет обязанности по предоставлению в собственность истцам взамен непригодного другое жилое помещение.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

решил:

    Исковые требования Надина Т.И., Кузнецов С.В. к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Возложить на администрацию города Нефтеюганска обязанность предоставить Надина Т.И., Кузнецов С.В. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), в собственность другое равнозначное жилое помещение общей площадью не менее (иные данные) кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска.

После предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, прекратить право собственности Надина Т.И., Кузнецов С.В. на жилое помещение (квартиру), площадью (иные данные) кв.м, расположенное по адресу: (адрес), (адрес), (адрес) (кадастровый ) и зарегистрировать право муниципальной собственности муниципального образования город Нефтеюганск на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), (адрес) (адрес).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья Заремба И.Н.

2-2284/2023 ~ М-1960/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов Станислав Владимирович
Надина Тамара Ивановна
Ответчики
Администрация города Нефтеюганска
Другие
Сорочинская Ирина Васильевна
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Заремба Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Подготовка дела (собеседование)
14.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2023Предварительное судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее