Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-894/2024 от 22.04.2024

                                                                              Дело № 2-894/2024

УИД 16RS0038-01-2023-001810-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июня 2024 года                                                                                           город Елабуга

Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи                            Закировой Р.Г.

при секретаре                                                                     Евдокимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ к ФИО1 об изъятии земельного участка путем выкупа,

установил:

МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ обратилась в суд с иском к ФИО1, указав, что распоряжением истца от Дата обезличена за Номер обезличена принято решение об изъятии земельного участка площадью 296 кв.м. из земельного участка с кадастровым Номер обезличена по адресу: РТ, ......, принадлежащего ответчику на праве собственности, для муниципальных нужд в целях обустройства и строительства автомобильной дороги.

Дата обезличена истец разместил решение об изъятии земельного участка на официальном сайте ...... и Дата обезличена опубликовал решение в газетах Алабуга Нуры Номер обезличена) и Новая Кама Номер обезличена).

Дата обезличена истец направил ответчику копию решения об изъятия земельного участка, однако конверт возвращен почтой отправителю.

Дата обезличена проект соглашения об изъятии земельного участка направлен для подписания ответчику заказным письмом, однако он также был возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения.

По инициативе истца произведена оценка рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету оценщика ФИО4 величина рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости составляет 265 000,00 руб.

Истец просит изъять путем выкупа для муниципальных нужд у ФИО1 принадлежащую ему на праве собственности часть земельного участка площадью 296 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером Номер обезличена по адресу: ......, с выплатой ему денежной компенсации в размере 265 000,00 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО5 в удовлетворении иска просил отказать.

Представители третьих лиц исполкома Елабужского муниципального района, МКУ «Исполнительный комитет Поспеловского сельского поселения Елабужского муниципального района Республики Татарстан», Управления Росреестра, Газпром трансгаз Казань, Отдела архитектуры и строительства при Исполнительном комитете ЕМР, ФГБУ Национальный парк Нижняя Кама, МЧС Республики Татарстан на судебное заседание стороны, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1, ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с подпунктом 3, п. 1, ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Положениями подпункта 2, п. 1, ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с подпунктами 1 - 4, п. 10, ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии орган местного самоуправления, принявший такое решение:

- осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

- направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

- направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В силу части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

Частью 5 указанной статьи определено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) генерального плана муниципального округа, городского округа, правил землепользования и застройки.

Согласно материалам дела ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером Номер обезличена площадью 2222 кв.м. по адресу: РТ, ...... ......, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись от Дата обезличена.

Распоряжением МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ Номер обезличена от Дата обезличена принято решение об изъятии земельного участка площадью 296 кв.м. из земельного участка с кадастровым Номер обезличена по адресу: РТ, ......, принадлежащего ответчику на праве собственности, для муниципальных нужд в целях обустройства и строительства автомобильной дороги.

Дата обезличена истец разместил решение об изъятии земельного участка на официальном сайте ...... и Дата обезличена опубликовал решение в газетах Алабуга Нуры Номер обезличена Новая Кама Номер обезличена Номер обезличена).

Дата обезличена истец направил ответчику копию решения об изъятия земельного участка, однако конверт возвращен почтой отправителю.

Дата обезличена проект соглашения об изъятии земельного участка направлен для подписания ответчику заказным письмом, однако он также был возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения.

Согласно п. 1, ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу положений п. 1 - 4, 6 и 10, ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 56.2 настоящего Кодекса.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связиданного заказного письма.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.

Дата обезличена по заданию истца оценщиком ФИО4 подготовлен отчет Номер обезличена об оценке рыночной стоимости оцениваемой площади 296 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 16:18:110201:794.

Согласно указанному отчету величина рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости составляет 265 000,00 руб.

В соответствии с положениями части 1 статьи 41, части 1 статьи 42, части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Таким образом, утвержденная документация по планировке территории не только определяет дальнейшее развитие конкретной территории, но и устанавливает объем прав и обязанностей неопределенного круга лиц в различных сферах правоотношений в указанном месте.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указание сведений о земельных участках, подлежащих изъятию в проекте планировки и межевания территории и согласование его с указанными органами является императивным требованием градостроительного законодательства.

Согласно содержанию пунктов 1 и 3 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 12 статьи 85 и пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

Указанное согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом в части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, представленная проектная документация 2023 года, разработанная ООО «УНиК» (заказчик МКУ ИК Поспеловского сельского поселения ЕМР РТ), содержит только район проектирования проезд между ...... по адресу: РТ, ......, кадастровый Номер обезличена. Сама проектная документация содержит только раздел 1 – пояснительную записку., проектная документация не утверждена. Из данной проектной документации не усматривается необходимость изъятия земельного участка в размере 296 кв.м. у ответчика. Кроме того, документация по проекту планировки территории и межевании территории в связи с необходимостью строительства дороги не представлена.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения иска об изъятии земельного участка с выплатой возмещения в сумме 265 000 руб.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ к ФИО1 об изъятии земельного участка площадью 296 кв.м. из земельного участка с кадастровым Номер обезличена по адресу: ......, с выплатой возмещения в размере 265 000 руб. отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца с момента составления мотивированного решения через Елабужский городской суд.

Судья                                                                                    Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2024 года.

2-894/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКУ "Земельно-имущественная палата ЕМР РТ"
Ответчики
Мавлютов Алмаз Забирович
Другие
Исполнительный комитет ЕМР
ФГБУ Национальный парк Нижняя Кама
Управление Росреестра по РТ
МЧС Республики Татарстан
Чершинцева Кристина Валерьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПОСПЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
Газпром трансгаз Казань
Отдел архитектуры и строительства при Исполнительном комитете ЕМР
Порабкович Евгений Петрович
Суд
Елабужский городской суд Республики Татарстан
Судья
Закирова Римма Галимзяновна
Дело на странице суда
elabuzhsky--tat.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее