№ № 12-386/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
Вводная и резолютивная части оглашены 20 июня 2023 года
Полный текст изготовлен 20 июня 2023 года
г. Красногорск 20 июня 2023 года
Судья Красногорского городского суда Московской области Чикашева Т.А., с участием защитника ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО3, поданную в интересах ФИО4 на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, <данные изъяты>, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник по доверенности ФИО3 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание защитник по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме. В дополнении пояснила, что ФИО1 исполнил требования СПИ СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области в полном объеме, обеспечив явку уполномоченного распоряжением администрации должностного лица и представлении необходимых документов в установленный срок, таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует не только состав, но и само событие административного правонарушения. Также приставом были нарушены требования об извещении ФИО1 о дате составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством. Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, а также нарушает обязательные требования о заблаговременном и надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив жалобу на вышеуказанное постановление, выслушав мнение учувствовавших в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ), вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. В отсутствие привлекаемого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника.
При этом данные, свидетельствующие о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Имеющееся в деле требование о необходимости «лично явиться на прием к судебному приставу-исполнителю для дачи объяснений в рамках исполнительного производства, вручения предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, и предоставлении документов, подтверждающих факт исполнения решения суда» не свидетельствует о том, что соблюдены положения ст. 25.15 КоАП РФ, т.к. юридическое лицо в названном документе не извещалось о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу об административном правонарушении, что не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, является существенным нарушением требований КоАП РФ, повлияло на законность принятого решения и повлекло нарушение права привлекаемого лица на защиту.
Кроме того, суд учитывает, что порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях на стадии производства по делам об административных правонарушениях определен гл. 29 КоАП РФ и предусматривает, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ), в том числе наличие события и состава административного правонарушения, по результатам чего принимается решение о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Вышеприведенные правовые положения призваны обеспечить защиту лица от необоснованного привлечения к административной ответственности.
Между тем, оспариваемое постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не содержит всех обстоятельств, необходимых для вывода о наличии состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку в нарушение п.п. 6 п. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении не приведены мотивы принятого по делу решения, отсутствует анализ доказательств, в резолютивной части постановления отсутствуют как указание на то, какое лицо признано виновным и подвергнуто административному штрафу, так и за совершение какого административного правонарушения.
Отсутствие данных сведений в постановлении по делу об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований, не позволяет сделать вывод о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела.
Указанные существенные нарушения закона и недостатки не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания по делу об административном правонарушении лежит на должностном лице (органе), составившем протокол об административном правонарушении и направившем дело на рассмотрение.
На суд, являющийся органом государственной власти, осуществляющим правосудие в Российской Федерации, бремя доказывания, в том числе представление доказательств, по рассматриваемым делам не возложено.
Кроме того, суд не является органом преследования и не может выходить за пределы вмененного должностным лицом нарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности совершения вмененного административного правонарушения по ч.1 ст. 17.15, постановление по делу об административном правонарушении врио начальника отделения - старшего судебного пристава СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законными и подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО3 поданной в интересах ФИО9 – удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении ФИО11- отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А.Чикашева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>