Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-381/2022 ~ М-291/2022 от 06.04.2022

Дело № 2-381/2022

№44RS0005-01-2022-000601-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 года

Буйский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего судьи Серовой Н.И.

при секретаре Ясневой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселевой Анастасии Александровны к Администрации г.о.г. Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения;

у с т а н о в и л:

    Киселева А.А. обратилась в Буйский районный суд Костромской области с иском к администрации городского округа город Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения.

    Требования обоснованы тем, что,    истец является ребенком-сиротой: мать (ФИО) лишена родительских прав, отец записан со слов матери.

    Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства КО истец включена в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

    На заявление в администрацию г.о.г. Буй о предоставлении жилого помещения, истцу пришел отказ.

На основании изложенного, просит суд обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй предоставить Киселевой Анастасии Александровне на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй.

     В судебном заседании истец Киселева А.А. поддержала исковые требования. Пояснил, что она имеет статус лица, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение имеет, но в нем невозможно проживать, т.к. там проживает её мать, которая лишена родительских прав и ведет аморальный образ жизни. Сейчас проживает по адресу <адрес> сожителем, данное жилое помещение принадлежит ему на праве долевой собственности.

Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Направил в суд письменный отзыв в котором пояснил, что на основании Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 выше указанного Закона органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций». Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно части 3 статьи 20 этого же Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В 2022 году городскому округу город Буй выделены из бюджета Костромской области субвенции в сумме 3 112 200 рублей для приобретения жилых помещений для трех детей-сирот. В настоящее время за счет указанных субвенций были приобретены жилые помещения для 2 детей-сирот, в апреле 2022 года планируется приобрести еще одно жилое помещение. В городском округе город Буй Костромской области принят нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: постановление администрации городского округа город Буй Костромской области от 23 июня2015 года № 468 «О порядке приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно пункту 2.8. указанного выше порядка в первую очередь жилые помещения передаются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях исполнения судебных актов в отношении администрации городского округа город Буй Костромской области, вступивших в законную силу, во вторую очередь - лицам, включенным в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности. На настоящий момент в отношении Киселевой А.А. судебного решения о предоставлении ей жилого помещения не имеется. В настоящее время в городском округе город Буй находится на исполнении 16 решений суда о предоставлении жилых помещений детям - сиротам. Средств на строительство или покупку жилых помещений для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджете городского округа город Буй Костромской области не предусмотрено. Бюджет городского округа город Буй Костромской области в настоящее время является дотационным. Финансовых средств, выделяемых бюджету городского округа город Буй Костромской области из бюджета Костромской области в виде. субвенций, недостаточно для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Представитель третьего лица – Департамента социальной защиты населения Костромской области, в суд не явился, извещен надлежаще, в материалах дела имеется отзыв, исходя из которого следует, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного     жилищного     фонда     по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на (дата) года Киселева Анастасия Александровна состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Департамент     исковые      требования считает не подлежащими удовлетворению, т.к. обеспечение жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Суд с учетом мнения участников процесса, пришел к выводу о рассмотрении дела без участия не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца, с учетом письменной позиции ответчика, третьего лица, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом, жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ).

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В соответствии со ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года №348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года №196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области №196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года №322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом (в ред. Законов КО от 25.11.2013г. №450-5-ЗКО, от 09.06.2015г. № 698-5-ЗКО).

Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

23 декабря 2014 года принят Закон Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями».

Согласно ч.1 ст. 3 указанного выше закона - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).

По части второй - государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Данный Закон вступил в силу с 1 января 2015 года.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

На основании правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в абзаце третьем пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако в любом случае такое помещение должно соответствовать критериям жилого помещения - быть предназначенным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Киселева Анастасия Александровна, (дата) года рождения, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами.

Решением Буйского районного суда Костромской области от (дата) года мать Киселевой А.А. – (ФИО) лишена родительских прав в отношении дочери (л.д.21-23).

Решение вступило в законную силу (дата).

Отец Киселевой А.А. записан в графе «отец» со слов матери. (л.д. 25).

Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от (дата) Киселева А.А. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые полежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 10).

По сообщению УФРС по Костромской области, (ФИО) имеет в собственности 1/3 долю жилого помещения по адресу: <адрес>. (л.д. 20). Другие собственники данного жилого помещения: мать (ФИО) (доля в праве 1/3), сестра (ФИО) ( доля в праве 1/3). (л.д. 18-21)

Согласно заключению Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области проживание Киселевой А.А. в жилом помещении, долевым собственником которого является, противоречит её интересам. Основанием для вынесения данного заключения послужило то, что мать Киселевой А.А. (ФИО) в родительских правах не восстанавливалась, продолжает вести аморальный образ жизни. (л.д. 11)

Киселева А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 14, 17).

Таким образом, доводы истца по заявленным требованиям подтверждены представленными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. При ином толковании Закона дети-сироты фактически лишаются социальной поддержки органов государственной власти округа, что является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства и нарушает положения ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления – муниципальное образование по городскому округу г. Буй Костромской области в лице администрации г.о. г. Буй. Киселева А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом.

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ предусматривается обязанность обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ст. 8).

Указанным Законом предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия, но по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.

В материалах дела имеется отказ администрации городского округа город Буй на заявление Киселевой А.А. о включении её в список детей- сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением; также суд учитывает, что Киселевой А.А. исполнилось 18 лет, таким образом, обязанность обеспечения жилым помещением у ответчика наступила.

Исходя из содержания указанных выше положений предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требованиях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Киселевой Анастасии Александровны к администрации городского округа город Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления в лице администрации городского округа г. Буй Костромской области предоставить Киселевой Анастасии Александровне на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Буйского муниципального образования – городской округ г. Буй Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда городского округа г. Буй Костромской области.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента вынесения полного текста решения.

Судья: Н.И. Серова

Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2022 года.     

2-381/2022 ~ М-291/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселева Анастасия Александровна
Ответчики
Администрация г.о.г.Буй Костромской области
Другие
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Суд
Буйский районный суд Костромской области
Судья
Серова Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
buisky--kst.sudrf.ru
06.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2022Передача материалов судье
07.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2022Дело оформлено
30.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее