Судья: Калякина Е.В. Дело № 33а-3159/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сивохина Д.А.,
судей – Вачковой И.Г., Шилова А.Е.,
при секретаре – Асабаевой Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лыкова М.И. на решение Приволжского районного суда Самарской области от 24 декабря 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Самарской области (далее по тексту - МИФНС России № 16 по Самарской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Лыкова М.И. недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 6 976 руб., за 2016 год – 7 687 руб., пени по данному виду налога – 67, 84 руб., по земельному налогу за 2016 год в размере 197 руб., пени по данному виду налога – 0,92 руб. В добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный 21.05.2018 судебный приказ о взыскании указанной недоимки и пени отменен по заявлению Лыкова М.И. определением мирового судьи судебного участка №151 Приволжского судебного района Самарской области от 31.05.2018г. На момент подачи административного иска сумма задолженности не оплачена.
Решением Приволжского районного суда Самарской области от 24 декабря 2018 года административный иск удовлетворен частично. С Лыкова М.И. в пользу МИФНС России № 16 по Самарской области взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 6 876 руб., за 2016 год – 7 687, пени по данному виду налога 67,84 руб., в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 585 руб.
Лыков М.И. не согласился с указанным решением, в апелляционной жалобе просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. От представителя МИФНС России №16 по Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст.388 НК РФ).
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что за 2014, 2016 годы Лыкову М.И. начислен транспортный налог в сумме 14 563 руб., земельный налог в сумме 197 руб., в связи с наличием в данном налоговом периоде в его собственности объектов налогообложения: автомобилей Шкода Суперб г/н №, ВАЗ 21140 Лада Самара г/н №, земельного участка по адресу: <адрес>.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление №32823876 от 21.09.2017 г. со сроком уплаты до 01.12.2017 г.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом в адрес Лыкова М.И. направлено требование об уплате налога №52988 по состоянию на 19.12.2017 г., которым предложено в срок до 23.01.2018 г. уплатить недоимку, а также начисленные пени по земельному налогу в размере 68,76 руб.
Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции.
Поскольку, в установленный срок задолженность не погашена, мировым судьей судебного участка №151 судебного района г. Сызрани Самарской области по заявлению МИФНС России №16 по Самарской области вынесен судебный приказ №2а-790/2018 от 21.05.2018 г. о взыскании с Лыкова М.И. недоимки и пени по транспортному и земельному налогам за 2014, 2016 годы на общую сумму 14 828, 76 руб.
Определением от 31.05.2018 судебный приказ отменен по заявлению Лыкова М.И.
Установлено, подтверждено материалами, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что 10.12.2018 земельный налог за 2016 год, а также начисленные пени Лыковым М.И. уплачены добровольно.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 годы суду не представлено. Расчет задолженности произведен правильно, контррасчета суду не представлено.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о взыскании с Лыкова М.И. недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в заявленном налоговым органом размере.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы задолженность по транспортному налогу за 2014 год списанию не подлежит, поскольку срок уплаты по указанному налогу - 01.10.2015 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не учтен пропуск налоговым органом срока обращения в суд с настоящим заявлением являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией по следующим основаниям.
Срок исполнения требования №52988, направленного в адрес налогоплательщика, установлен до 23.01.2018г. Следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности является 23.07.2018 г.
Установлено, подтверждено материалами дела, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился своевременно, в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При обращении в суд с настоящим административным иском срок, установленный законом, также соблюден, поскольку иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Доводы заявителя жалобы о том, что недоимка по транспортному налогу за 2014 год необоснованно включена в требование №52988, не состоятельны.
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.
Из содержания приведенной нормы следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет транспортного налога за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.
Ссылки в жалобе на налоговое уведомление №1063200 от 23.04.2015 г. со сроком уплаты транспортного налога за 2014 год до 01.10.2015 г., отмену решения суда не влекут, поскольку в указанном налоговом уведомлении транспортный налог исчислен в отношении автомобиля г/н №.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда Самарской области от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыкова М.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –